Афазия. История изучения и классификация. Дифференциальная диагностика., страница 5

«Телеграфный стиль» практически непреодолим, поскольку вполне заменяет больным обычную, грамматически оформленную речь. Если у больных с «телеграфным стилем» в результате длительной, настойчивой работы по его преодолению всё же восстанавливается элементарная фраза (подлежащее + сказуемое + дополнение), то она не только не переносится в обиходную речь, но и быстро теряет структуру, как только больной перестаёт заниматься с логопедом.

Четвёртый вариант эфферентной моторной афазии подтверждает тот факт, что при этой форме вследствие чрезвычайной инертности протекания всех нейродинамических процессов нарушается выбор звуков для комплектования, развёртывания, прогнозирования во времени слогового состава слова. Часто встречающиеся, труднопроизносимые персеверации приводят к тому, что для называния предмета больному постоянно требуется подсказка не только первого, но и второго, а иногда и третьего слогов. Нарушение программирования, прогнозирования серии слогов при назывании предметов обусловливает персеверации отдельных звуков и слогов. Трудности выбора слогов при назывании предметов могут привести к совершенно неожиданным вербальным парафазиям.  Например больной было предложено назвать предметные картинки, среди которых было изображение моркови. Больная жестами и словом («ну…ну») просила подсказать хотя бы начало слова. После того, как был подсказан первый слог («мо»), она продолжала: «…локо, нет, не молоко, а как». На подсказку «мор» реакция: «Море…, нет не море, а как это». Лишь когда было подсказано «морко», она повторила: «да… морковка». Поскольку окончание «ка» довольно часто встречается в существительных женского рода, больные могут не только персеверировать, сколько стереотипно заканчивать этим слогом слова: мамка, папка, школьника, рыбка, мелка (мел), сырка (сыр) и т.п.

М.К. Бурлакова в своей монографии «Речь и афазия» описывает ещё один – пятый вариант эфферентной моторной афазии, который возникает при поражении самых нижних отделов премоторной зоны и передних отделов верхней височной извилины, зоны примыкания височной доли к нижнелобным отделам и их перекрытия в пределах передневисочных отделов головного мозга. Симптомокомплекс этой формы афазии сводится к тому, что при ней значительно снижена слухоречевая память. При задании повторить две серии слов (если функция повторения сохранена) больные не удерживают в памяти порядок следования слов, допускают их перестановку и персеверируют слова из первой серии во вторую. При показе частей лица на себе возникают не только двигательные персеверации руки, но и отчуждение смысла слов. При восприятии слов, показе соответствующих картинок со сложной звуковой и слоговой структурой также возникают трудности. При показе картинок может наблюдаться смешение слов, близких по звучанию, при их верном повторении. Больные несколько растерянны, т.к. с трудом понимают речь окружающих, особенно если говорят одновременно 2-3 человека. С трудом выполняют не только двухзвеньевые, но и однозвеньевые инструкции, обращаясь с просьбой повторить их. В основе этих трудностей лежит тот же механизм нарушения слухоречевой памяти. Называние предметов и их изображений отсутствует полностью. В редких случаях больные могут произвольно, по заданию, воспроизвести 1-2 имени близких людей, но не пользуются ими в процессе общения. Чтение и письмо расстраиваются так сильно, как ни при одной другой форме афазии, несмотря на сохранность зоны Вернике. Однако могут сохраняться представление о числе и навыки элементарного счёта.

Эфферентная и афферентная моторные афазии могут быть разной степени тяжести, что находит своё отражение в наблюдаемой симптоматике, а также наблюдаться в сочетании (комплексная моторная афазия наблюдается примерно в 50% случаев моторной афазии). Не всегда сразу удаётся определить, какая форма афазии превалирует у того или иного больного.

Приведённые здесь варианты эфферентной моторной афазии не абсолютны, а весьма изменчивы, на что указывал А.Р. Лурия.