Основные этапы становления и развития военно-полевой терапии, как научно-практической и учебной дисциплины, страница 8

С 1978 по 1989 г. кафедру возглавлял профессор, член-корреспондент РАМН Главный радиолог МО СССР Алексеев Григорий Ильич. За это время кафедрой развивались традиционные и ранее определенные направления военно-полевой терапии, сотрудники кафедры приняли активное участие в ликвидации медицинских последствий аварии на ЧАЭС, в 1987 г. при кафедре был создан Регистр по наблюдению за состоянием здоровья ликвидаторов, а также организовано отделение (совместно с в/ч 41598) по клиническому испытанию препаратов, принимаемых на снабжение в армии. В 1987 г. был издан учебник по военно-полевой терапии.

С 1990 по 1994 год кафедру возглавил крупный кардиолог ученик Н.С. Молчанова, Главный радиолог РА профессор Шишмарев Ю.Н., по инициативе которого был расширен спектр научных исследований по изучению состояния здоровья ликвидаторов и организован при академии "Клинический радиологический центр".

С 1994 г. кафедру возглавляет доктор медицинских наук Главный радиолог РА Анатолий Евгеньевич Сосюкин, терапевт, специализирующийся в области клинической токсикологии и разработки и оценки активных методов детоксикации при экзо- и- эндотоксикозах.

В октябре месяце 1995 года кафедра ВПТ отмечает свое 40-летие. За это время кафедрой подготовлен большой отряд педагогов и научных работников, многие из которых защитили докторские и кандидатские диссертации, стали доцентами и профессорами, членами РАМН и других академий (можно назвать ряд диссертаций, с раскрывающих сущность и широту изучаемых проблем).

В нашем небольшом лекционном курсе мы будем останавливаться на вопросах, преимущественно недостаточно отраженных в учебнике по ВПТ, хотя этот учебник является современным и содержит фундаментальные основы ВПТ, Вам с ним нужно не просто познакомиться, а изучить и многое хорошо усвоить. В частности, мы главным образом обсудим некоторые еще до конца нерешенные вопросы, такие, как совершенствование форм оказания терапевтической помощи в военное время и при катастрофах и авариях, активные методы помощи детоксикации при терапевтической патологии, система медицинской защиты и комплексная терапия при радиационных и химических поражениях, патология внутренних органов и полиорганная недостаточность при боевых поражениях и ранениях, военно-профессиональная патология.

Практические занятия в своей основе будут носить клинический характер, но из-за отсутствия, естественно, радиационных и химических поражений, они будут строиться с использованием больных с синдромносходными с боевыми поражениями проявлениями: бронхиальная астма - как синдромносходные с поражением ФОВ заболевание, гипопластические анемии, тромбоцитопении, лейкопении, как аналог лучевой миелодепрессии и т.д. Я советую Вам обратить внимание на подобный синдромологический принцип своей подготовки по диагностики и лечению заболеваний, как наиболее отвечающей условиям работы врача при возникновении значительных или массовых поражений и заболеваний, особенно при наличие дефицита сил и средств оказания помощи.

Значительная часть вашего обучения по военно-полевой терапии будет проходить в полевых условия, где в качестве реальных функционеров вы будете работать на этапах медицинской эвакуации в разных боевых ситуациях, моделируемых в зависимости от учебного задания.

В заключении я хотел бы сказать, что каждому специалисту нужно твердо усвоить теоретические основы своей специальности, овладеть необходимыми в сфере своей деятельности практическими навыками и быть постоянно в курсе состояния и перспектив развития своей специальности, как научно-практической и учебной дисциплины.

Перечень рекомендованной литературы .:

1. Военно-полевая терапия. Учебник, Л-д, 1987.

2. Военно-полевая терапия. Учебное пособие. П.И. Егоров, Л-д,

1945.

3. "Письма из Болгарии". С.П. Боткин, С-Петербург, 1888г.

Профессор кафедры военно-полевой терапии член-корреспондент РАМН профессор генерал-майор медицинской службы в отставке

27 декабря 1994г.

Г.И. Алексеев