Основные этапы становления и развития военно-полевой терапии, как научно-практической и учебной дисциплины, страница 2

Участник Отечественной войны 1812 г., русский врач Говоров Я.И. ., обобщая свой опыт лечения больных, писал: "С переменой климата и обстоятельств войны, с переворотом форм и военных действий, а наиболее с переходом от изобилия к недостатку, от отдыха к утомительным трудам должны меняться и болезни". (упомянуть об Афганском опыте, об эколого-профессиональном синдроме А.А.Новицкого).

Зейдлиц (1844г.) . - профессор Медико-хирургической академии, впервые поднял вопрос о важности организации оказания помощи больным, о необходимости медицинской сортировки больных и наблюдении терапевтов за тяжело ранеными (подчеркнуть и раскрыть этот тезис, как начало представлений о медицинской сортировке и изучении патологии внутренних органов у раненых).

Боткин С.П. . - особая его роль - создание научной отечественной терапевтической школы, которая сразу стала ведущей и общепризнанной нучным мировым обществом. Он сформулировал основы военной медицины и отразил их в "Письмах из Болгарии" (книга имеется в фундаментальной библиотеке академии). Основными положениями являются:

- "Необходимость изучения быта солдат во всех его проявлениях";

- "Военный врач должен быть не только терапевтом, хирургом, но и натуралистом - знать и изучать среду";

- "Предупредить развитие болезни легче и важнее, чем вылечить захворавшего";

- "В клинике следует изучать военному врачу те формы заболеваний, которые преобладают в войсках";

- "Чтобы быть хорошим организатором, нужно основательно знать медицину".

Раскрыть эти положения, проиллюстрировать на конкретных примерах из практической деятельности (ВОВ, Афганистан, ликвидации последствий аварий).

Н.И.Пирогов . писал, что лечение больных отличается большим разнообразием, с течением войны имеется тенденция к росту числа больных. "Администрация, заботящаяся преимущественно о раненых, должна бы обратить внимание на возрастающую в ходе войны болезненность в армии, и при продолжительных войнах цифры больных, гибнуших от болезни, часто превышают умирающих от ран".

I-ая Мировая война . - главный урок для военно-полевой терапии массовое применение отравляющих веществ, как средства массового поражения. 22 апреля 1915 г. - "черный день химии".

В результате немецкой газобаллонной атаки у реки (города) Ипр было отравлено 15000 с большой смертностью. Всего в ходе войны пострадало от химического оружия около 1,3 млн. человек. Расширить роль врачей, в частности, указать, что врачами во время I мировой войны работали Рагоза Н.И., Глинчиков, Н.Н. Савицкий. Им принадлежит роль оценки эффективности при лечении токсического отека легких кровопускания, хлорида кальция, кислородной терапии. На основании полученного опыта Н.Н. Савицкий написал уникальную монографию "Патогенез и терапия поражений отравляющими веществами", 1936г. Книга имеется в нашей академической библиотеке. В период после I-ой мировой войны и для ВОВ в ведущих клиниках и кафедрах академии было развернуто изучение влияния некоторых экстремальных факторов, характерных для военного времени, на состояние здоровья человека. В частности, в клинике, руководимой М.И. Аринкиным, совместно с кафедрой нормальной физиологии под руководством проф. Бресткина М.П. было изучено влияние гипобарической оксигенации на здоровых людей и больных хроническим гастритом и язвенной болезнью; таким образом, это было начало развития важного раздела военной терапии - военно-профессиональной патологии.