Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 77

Ниже предлагается схема описания примера, которая может помочь исследователям в этой области находить общий язык благодаря тому, что они обращали внимание на одни и те же аспекты исследуемых практик.

1.  «Паспортичка» (формальное описание): название дисциплины, специальность, кафедра, курс (семестр), количество часов, форма аттестации, компонент учебного плана, авторство, сколько лет ведется преподавание.

2.  Описание практики преподавания: цели и задачи преподавания, ожидаемая квалификация обучаемых после окончания курса, способы контроля, методика преподавания, аудиторные и домашние задания, используемые учебные пособия.

3.  Интеграция дисциплины в учебный план: обоснование положения курса в учебном плане, предметы, на которые опирается преподавание; общие цели и задачи обучения – кого готовит вуз; использование навыков и знаний данного курса в изучении других предметов, при написании курсовых, дипломных проектов, прохождении практики; вопросы для госаттестеции.

4.  Интеграция дисциплины в академической среде: кому принадлежала инициатива разработки, полученные гранты на разработку и преподавание; отношение коллег и руководства кафедры, факультета; мотивация и восприятие предмета студентами (характеристика студенческой и академической среды, ожидания студентов от обучения и их динамика).

5.  Интеграция дисциплины в социальной среде: связи вуза, факультета и преподавателя с обществом, участие в решении социальных проблем, сотрудничество с НПО, наличие юридических клиник и других форм работы; мониторинг выпускников.

6.  Барьеры и возможности для продвижения данного курса в вузе: описание нормативных, финансовых и иных трудностей и возможностей для развития данной дисциплины.

Применим эту схему к конкретному случаю.  C 2000 года в Невском институте языка и культуры (www.nilc.spb.ru) ведется преподавание авторского курса «Теория и практика общественного участия»[9]. «Право на доступ к участию» (access to environmental decision-making) было закреплено в ряде европейских законодательств и на международном уровне – в Орхусской конвенции[10] – в конце 90-х годов. Российское законодательство также содержит разрозненные, но достаточно значимые нормы, закрепляющие «право на участие». Несмотря на формальное соответствие норм российского законодательства положениям Конвенции, Россия не стала стороной данного соглашения. Одна из несомненных причин –существенный разрыв между декларациями законодательства и реальной практикой, разрыв, который будет сразу отмечен исполнительным органом Конвенции в случае присоединения к ней России.

Одним из барьеров для развития общественного участия в России является отсутствие профессионалов-менеджеров, которые могли бы организовать процессы информирования и выработки коллективных решений на идеологической платформе соблюдения прав человека. Невский институт языка и культуры (НИЯК) в сотрудничестве с Программой ЭКОМ Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей пытается восполнить этот пробел.  Настоящее сообщение посвящено описанию четырехлетней практики преподавания и обобщению связанных с этим наблюдений.

Формальное описание курса. Курс «Теория и практика общественного участия» является обязательным для специальности «Связи с общественностью» в рамках регионально-вузовского компонента образования. Дисциплина преподается на кафедре Коммуникационных технологий и связей с общественностью для студентов 4 курса (7 семестр). Объем курса для дневного отделения – 34 аудиторных часа и 36 часов самостоятельной работы, для вечернего – 16 и 52, для заочного – 8 и 60; по результатам курса студенты получают зачет. Программа курса разработана А.С.Карповым в 1999-2001 гг. на основании материалов практической деятельности общественных организаций.