Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 48

Статусные характеристики. В эти группы входят и лидеры правозащитных организаций, и представители всех ветвей власти, и туда входят, конечно, ученые. Ученых мы берем не академических, а тех, которые попали к нам через свои правозащитные ориентации и интересы, то есть это люди, которые очень заинтересованы в практическом внедрении. Поэтому мы говорим о том, что мотивация членов наших исследовательских групп очень высокая. Причем у них высокая мотивация не только на то, чтобы понять, что происходит в регионе и других регионах, но у них также очень высокая мотивация на то, чтобы внедрять результаты своих исследований.

Для того, чтобы составить некоторый портрет членов этих групп и проблематики, которую они собираются изучать, а я сказала, что мы стремимся изнутри эту проблему изучать, многие вещи мы знаем, догадываемся, но намного приятнее узнать, что люди изнутри тоже этого хотят, тогда у нас диалог с ними будет гораздо продуктивнее.

Так вот, мы придумали такую анкету «Опрос члена исследовательской группы», этот опросник у вас присутствует, и, на сегодняшний день около 50 таких анкет уже обработано и приходят еще такие анкеты.

В анкете мы задавали вопрос о том, как вы видите эту группу, какой численности она должна быть, какие функции вы хотите выполнять в группе, кто будет ее координатором, какие (что очень важно) научные заделы у вас уже на сегодняшний день есть, для того, чтобы не начинать с нулевой позиции, а для того, чтобы можно было уже использовать то, что люди делают по другим грантам, может быть, по своим каким-то кафедральным тематикам. То есть мы хотим создать вот такой исследовательский банк, где все это можно будет как-то использовать.

Несколько вопросов было, связанных с тем, как люди видят сугубо научные вещи: предмет исследования, методы исследования. Обязательно был такой вопрос очень важный, отдельно обрабатывался: если бы мы проводили массовый опрос населения, то какие бы вопросы, вы считаете, было бы необходимо в вашем регионе людям задать. Вот это тоже такой особый момент.

В итоге эти вопросы мы объединили в анкете в несколько групп. И таким образом обрабатывая эти анкеты, мы хотели узнать:

- концептуальные менеджерские основы работы этой группы – вопросы 1, 2, 11, 12;

- перспективы увеличения ее численности, кого еще хотят пригласит в эту группу – вопрос 4;

- исследовательский и научно-внедренческий потенциал, включая научную и внедренческую мотивацию – вопросы 3, 5, 6, 10;

- и внедренческие возможности, то есть на кого они могут оказывать влияние, с кем они находятся в контактах, с кем они находятся в каких-то диалогах в данных момент, чтобы через это можно было внедрять и понимать, какие технологии внедрения можно использовать, будет ли это только адресная рекомендация или, возможно, это будут технологии такого «белого» лоббирования, то есть анонсирования, может быть, даже целые сценарии для региона.

- И 7 и 9 вопросы были посвящены  актуальным проблемам региона.

Я не буду вас утомлять обработкой всех вопросов. Остановлюсь только на последнем, поскольку он имеет наибольшую связь с тем, чем мы занимаемся здесь, сегодня.

Итак, актуальны проблемы региона, перспективы, заделы, которые были в группах, и те актуальные вопросы, которые хотели бы задать населению.

По каждой группе обработка проводилась с помощью контент-анализа. На самом деле, они объединялись просто в подгруппы. Первоначально по каждой группе мы выделяли универсальные проблемы, то есть те, которые не локализованы для региона, те которые как общие для правозащитного поля страны указываются, и локальные, то есть региональные проблемы. По всем пяти группам такое. И в некоторых группах актуальные вопросы для опросника.

По всем группам у вас в материалах их ответы зафиксированы. Я же перейду сейчас к выводам, которые мы получили.

Сравнивая перечни вот этих универсальных и локальных проблем, мы выделили семь таких тематических групп.