Учебник как предметно-знаковое средство. Методическая редукция учебного материала. Выбор средств методов и форм обучения. Формы представления учебной информации, страница 4

Категории учебных целей

Примеры

1) Знание (характеризуется запоминанием и воспроизведением изученного материала)

Знает конкретные факты, знает методы и процедуры, знает принципы, знает основные понятия.

2) Понимание (преобразование материала из одной формы в другую, объяснение материала, прогноз результата)

- понимает факты, правила и принципы;

- интерпретирует словесный материал, графики.

- преобразует словесный материал в математические изложения и на оборот;

- предположительно описывает будущее последствия, вытекающих из имеющихся данных.

3) Применение (умение использовать изученный материала в конкретных условиях и новых ситуациях)

- использует понятия и принципы в новых ситуациях;

- применяет законы в конкретных практических ситуациях;

- демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4) Анализ (умение разбить материал на составляющие части)

- выделяет скрытые или не явные предположения;

- видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

- проводит разграничения между фактами и следствиями;

- оценивает значимость данных.

5) Синтез (умение комбинировать элементы для получения материала обладающего новизной)

- пишет небольшое творческое сочинение;

- предлагает план проведения эксперимента;

- составляет план решения проблемы используя знания из различных областей.

6) Оценка (умение оценивать значения того или иного материала)

- оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

- оценивает соответствие выводов имеющихся данных;

- оценивает значимость того или иного продукта значимости исходя из внутренних и внешних критериев

Развивающий аспект (развивающая цель)

Способы постановки развевающих целей:

  1. Развитие речи
  2. Развитие мышления
  3. Развитие сенсорных связей (глазомер ориентировка пространства и времени, различие цветов, оттенков, звуков)
  4. Развитие двигательной сферы (соизмеримость движения, моторика мышц)
  5. Развитие воли или волевой сферы (умение ставить цели, выбирать способы достижения)

Способы постановки воспитывающих целей:

  1. Воспитание Я концепции (самоуважения)
  2. Воспитания сотрудничества
  3. Воспитание законно послушания (сверх Я)

Обучающая и когнитивная цель

Когнитивная цель – это цель, которая формируется педагогом для учащихся и описывает планируемый на заданном уровне результат их учебно-познавательной деятельности на уроке.

Обучающая цель – цель которая формулируется для педагога и описывает планируемый результат его педагогической деятельности на уроке.

Конкретизация целей

  1. Формулируется общая цель для отбора содержания учебного материала
  1. В результате анализа формулируются конкретные достижения целей для учащихся и педагогов

Рефлексия методической деятельности - Особая деятельность педагога с собственным сознанием и со структурами обучающей и методической деятельности.

Приемы Рефлексию:

1.  Уточнение

2.  Сомнение

3.  Вопрос

4.  Утверждение

5.  Предположение

6.  Выражение уверенности

7.  Установление причинно- следственных  связей

8.  Анализ результатов

28 марта

Формы представления учебной информации

Мета план техника.

 Метапан- это инвариантное множество знаковых форм имеющих определенное значение.

Аспекты мета плана:

1.  Этимологические аспекты. (от куда взялось слово) мета- после, за, между  переход из одного состояния в другое. План- плоский, ровный, схема, чертеж, порядок изложения. Техника – искусство.

2.  Функциональности (как средство предназначенная для опредмечивание мыслительных операций по структурированию учебных элементов  материализация их причинно следственных связей)

3.  Методически (возможность моделирования учебный материал в различных условиях)

·  Структуру и логику

·  Систематизировать материал

·  Позволяет варьировать построение логики учебного материала

·  Позволяет выявить слабые места представления учебных знаний в структуре локального отрезка учебного материала

·  Используется в  качестве эскиза доски

4.  Психологический (соответствует особенностями зрительного восприятия)

Элементу мета плана это знаковая форма опредмечивающая

Свойства элемента мета плана

  1. Полоса
  2. Прямоугольник
  3. Овал
  4. Облако
  5. Круг

Правила:

  1. Цвета используются в пастельных тонах.
  2. Правила использования в мета плане.
  3. Использование 3-4 цветов в одном мета плане
  4. Одним цветом иллюстрировать одни свойства признаки…
  5. Обеспечивать хороший контраст фигур  и фона
  6. Избегать использование яркого белого цвета
  7. Избегать комбинации желтого и красного цвета

Красный-внимание

Синий – расслабляет

Назначения элемента Мета-плана:

  1. Полоса – используется для названий, заглавий для лаконичных формулировок( определений , формулировок . для представления сложных категориальных понятий. Рекомендуется использовать светло-зеленый цвет
  2. Облако (вопросительных предложений, для названий, заголовков, акцентирование важных высказываний. Светло-желтый цвет)
  3. Прямоугольник  (образование столбцов или таблиц. Опорных понятий. Светло-желтый светло-зеленый)
  4. Овал (представление понятий фактического характера обозначение причинно следственных связей для дополнения информаций содержащееся в прямоугольнике. Светло- голубой, желтый, зеленый разовый)
  5. Круг (маленький – для наглядной нумерации, большие и средние - важные надписи, название новых понятий, для простых и единичных понятий. Светло - синий, желтый, зеленый разовый.)

Правила разработки мета плана: