Учебник как предметно-знаковое средство. Методическая редукция учебного материала. Выбор средств методов и форм обучения. Формы представления учебной информации, страница 2

Методический принцип – конкретизированное выражение специальных требований к деятельности педагога определяющие конкретные методы работы учащихся на уроке по конкретному предмету.

Правила обучения – это совокупность логических предписаний деятельности педагога по осуществлению конкретных операций и приемов ведущих к планируемому результату обучения.

Методы обучения - означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методика обучения – (это совокупность методов) это объединение нескольких методов в одном материале посредством специальной организации содержании учебного материала в систему более высокого уровня организации.

Методическое руководство – это система рекомендации в которых обоснованны и конкретизированы дидактические условие применения методов обучения, описан порядок их реализации методов на различных этапах формирования ЗУН.

Стили регуляции

Подпись: СР

 


Подпись: И
 (интерактивный стиль регуляции)
Подпись: Ж
 (жесткий стиль регуляции)
Подпись: М
 (мягкий стиль регуляции)

Мягкий стиль (М) самоопределения педагога и учащихся (игровые технологии)

Жесткий стиль регуляции (Ж)

Интерактивный стиль регуляции (И) – дистанционное обучение.

Методическийанализв профессиональном обучении

Учебным материалом называется часть конкретного социального опыта, который подлежит усвоению за единицу учебного времени и которая воплощена в тексте учебника, в речи педагога и других средствах обучения.

Объект методического анализа - содержание учебной информации, методы, методики и технологии обучения.

Предмет методического анализа – приемы и методы редуцирования и представления содержания учебного материала с учетом психологических способностей учащихся к пониманию, запоминанию и усвоению учебной информации.

- определение приемов, способов и форм репрезентации отобранного содержания учебного материала, направленные на преодоления трудностей его понимания и усвоения учащихся. (т.е. учебный материал надо переработать таким образом чтобы каждому учащемуся стало понятно материал)

Функции:

- выявление и преодоление трудностей новых ЗУН.

- конструирование деятельности учащихся по овладению новой системой понятий и способов деятельности (т.е. придумать, что будет делать учащийся, чтобы усвоить материал)

Методический анализ (МА) учебного материала – мыслительная деятельность педагога по выявлению понятийного состава, структуры и логики учебного материала выполнение его методической переработки с учетом специфики формируемых теоретических понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащихся.

Результаты методического анализа или продукты методического анализа – это дидактически редуцированный и методически обработанный учебный материал представленный в различных предметно-знаковых средствах обучения.


07.03.09

Методическая редукция учебного материала.

Методическая редукция – это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся.

Приемы методической редукции:

1)  Лингвистическая трансформация – это преобразование одних словесных конструкции в ряд других близких для понимания учащихся.

2)  Вербальность формулировок – это замещение знаково-символических невербальных форм представления информации на устную, словесную форму.

3)  Мнемотехника – это облегчение понимания и запоминания содержания путем образования искусственных ассоциации. Мнемоника - это система различных приемов облегчающее запоминание и увеличивающее объем памяти.

Мнемонические приемы:

·  жизненные ситуации

·  ассоциации

·  опорные слова или словосочетания

·  аббревиатура (использования всевозможных сокращений)

·  символика (>, <, =)

·  логические цепочки

4)  Метафоричность. Метафора – это оборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном значении для выявления предмета или явления на основе аналогий, сравнения или сходства.

5)  Операциональное определение – это установление однозначного соответствия между термином или понятием через указания операционного состава действий с объектами познания.

6)  Остенсивное определения – это определение значений слов и словосочетаний путем непосредственного знакомства с объектами познания обозначенными этими словами. Полуостенсивное определение – способ установления соответствия между знаками и объектами в результате чего знак приобретает для обучаемого значение (демонстрация, наглядных средств замещения объектов и средств обучения).

7)  Элиминация – это исключение менее важных аспектов из содержания учебного материала.

Таким образом методическая редукция уч. материала не должна нарушать правильности, объективности и научности содержания учебного материала.

Способы редуцирования и представления учебного материала должны отбираться с учетом способности учащихся к пониманию и запоминанию.

Определение состава познавательной деятельности учащихся.

Учебная деятельность организуется педагогом в целях повышения эффективности деятельности учащихся, которая направленная на решение различного класса учебных задач, в результате которых учащиеся овладевают ЗУН и развивают свои личностные качества.

Конструирование деятельности учащихся:

1) Выявление содержания и строение конкретных действий учащихся по средствам которых он может быть введен в область знаний данной темы.

2) Построение предварительного описания системы действий учащегося (модель учебной деятельности) приводящих к полному усвоению данной темы.

Классификация видов деятельности:

1) Форма проявления деятельности: материальная, духовная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, коммуникативная.

2) Содержание деятельности: игровая, позновательная, художественно эстетическая, спортивно оздоровительная, общественная, производственная

3) Степень проявления поискового начала: репродуктивная деятельности, эвристическая, исследовательская (творческая) (написание диплома).