Политические проблемы обеспечения безопасности, страница 3

В экономической сфере : характер господствующей собственности на средства производства и её взаимосвязь с другими формами собственности ; наличие или отсутствие экономической эксплуатации человека человеком ; степень прогрессивности способа обмена и распределения материальных благ ; прогрессивность способа организации экономики и возможность его сочетания с другими ; наличие или отсутствие экономических кризисов и безработицы ; уровень и темпы развития производительных сил ; возможность использования достижений науки и техники в производстве ; характер организации общественного труда ; степень трудовой активности и уровень сознательности в отношений людей к труду ; темпы роста благосостояния ; возможность участия в международной интеграции ; характер подготовки квалифицированных кадров и др.

В социально-политической сфере : характер политического руководства обществом ; политический плюрализм ; отсутствие или наличие эксплуататорских классов и антагонизмов; равенство или неравенство всех членов общества ; отсутствие или наличие национального угнетения и дискриминации ; степень национального единства общества; уровень развития демократии и участия широких трудящихся масс в управлении делами общества; степень обеспечения реальных прав и свобод граждан; характер образа жизни; степень доверия и поддержки гражданами государственной власти и другие.

В духовной сфере : характер господствующих мировоззренческих и идейно политических установок; идейный плюрализм и степень единого единства общества; уровень идейно-нравственной зрелости граждан; характер культуры и уровень развития образования; возможность доступа к знаниям и участия всех членов общества в создании духовных ценностей и освоении достижений культуры и др.

В современных условиях существует ряд факторов, способствующих утверждению новой концепции международной и национальной безопасности. К их числу относятся : углубляющий процесс интеграции и интернационализации мирового сообщества , все более приобретающий характер объективной закономерности общественного развития; поддержка и симпатии новой идеи безъядерного , насильственного мира среди широких народных масс, вне зависимости от политической классификации их государств и режимов; прогрессивная деятельность отдельных представителей военно-политического руководства различных государств и иных влиятельных политических кругов и сил; направленность и реальное выражение демократических процессов в нашей стране, на деле демонстрирующих ее миролюбивый характер.

В существовании перечисленных факторов заключаются оптимизм и надежда на способность сохранения человеческой цивилизации, что возможно только в результате утверждения в реальной жизни концепций нового политического мышления и безопасности, основанной на ней.

Проблемы соотношения и обеспечение национальной и международной безопасности.

Успех в реализации новой концепции национальной безопасности зависит от многих обстоятельств, в том числе от комплексного использования экономических, научно-технических, политических, социальных, духовных и военных факторов.

Изменение концептуальных основ политического и военно-политического  мышления с объективной необходимостью потребовало переосмыслить место и роль каждого из них, определить особенности их взаимосвязи. В первую очередь это коснулось соотношения политических и военных средств обеспечения безопасности. И не случайно. На протяжении всей истории существования человеческого общества военный фактор являлся основным, а порой и единственным средством разрешения политических противоречий, международных конфликтов. Формирование концепций политического мышления, основанных на идее перехода к ненасильственному миру, неизбежно повлекло за собой радикальную переоценку взглядов на роль военной силы в общественном развитии. То же самое произошло относительно политических средств обеспечения безопасности, поскольку сама идея ненасильственного мира по сути своей в конкретной реализации и предполагает использование именно этих средств.

Под политическими средствами обеспечения международной и национальной безопасности понимается такая деятельность государств, которая позволяет без использования военно-насильственных методов обеспечить прочный и надежный мир, решить задачи предотвращения войны и создания мирных условий для развития государства. Структура политических средств сложна и многообразна.  Существует целая система их классификации, которая включает в себя три основные группы:

1.Гуманистичность и прогрессивность характера господствующих в массовом общественном сознании ценностей сохранения мира и способов достижения безопасности. Как один из составляющих элементов системы политических средств, он предполагает не только формирование идеала защиты мира, но и выработку комплекса научно обоснованных положений о путях предотвращения войн.  Иными словами, утверждающееся в общественном сознании новое политическое мышление уже выступает в качестве важнейшего составляющего теоретической основы политических средств.

2.Общеполитическая ситуация в мире, характер системы международных отношений, глобальная расстановка и соотношение политических сил, определяющие организационно- экономические, политические (военно-политические), научно-технические, духовно-идеологические и гуманитарные отношения. Достигнутый уровень соотношения сил в интересах защиты мира, формирует в качестве объективной основы вполне определенный политико-правовой, морально-психологический, организационный механизм блокирования войны.

Объективные условия в значительной мере определяют характер и результаты любой деятельности, на этом основании они включены в систему политических средств.

3.Собственно политические средства, выражающиеся во внешней политике и дипломатии. Это те конкретные методы, способы, приемы,  меры, которые обеспечивают разрешение без использования насилия проблем во взаимоотношениях государств по поводу обеспечения мира и безопасности. К их числу относятся: выработка международно-правовых норм, концепций и конкретных программ борьбы за мир и разоружение; заключение договоров и соглашений; политические консультации и личные контакты лидеров; конкретные практические меры по разоружению, установлению контактов  и взаимный контроль за ходом разоруженческого процесса, способствующий открытости  и установлению доверия в военной области, и многие другие.  Особое место среди них принадлежит народной дипломатии.