Политические проблемы обеспечения безопасности

Страницы работы

Содержание работы

Военный артиллерийский университет

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

                 "УТВЕРЖДАЮ"

      Начальник кафедры гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

полковник                      =Н.И.Безлепкин=

Тема № 12

Лекция:Политические проблемы обеспечения безопасности. 

Вопросы:   

1.  Сущность и структура безопасности.

2.  Проблемы соотношения и обеспечение национальной  и международной безопасности.

Лекция обсуждена на заседании ПМК № 2

Санкт-Петербург - 1998г.

    Современная военная политологическая наука , формирующаяся на основе нового видения мира , располагает достаточно широко развитой системой знания о войне , мире и армии , их роли в мировом общественном развитии и влиянии на разнообразные политические процессы. Вместе с тем кардинальные мировоззренческие изменения по основополагающим проблемам современности с объективной необходимостью требуют пересмотра многих традиционных положений , формирования принципиально новых концепций , введения в научный оборот новых понятий и категорий . Наглядным свидетельством этому является созданная в последнее время новая концепция национальной безопасности . Выяснение её сущности и содержания , теории и концепции подобного рода и будет предметом последующего рассмотрения.

Сущность и структура безопасности

     В наиболее общем плане необходимость разработки в рамках политологии принципиально новой концепции национальной безопасности вызвана появлением нового политического мышления. Основываясь на фундаментальных теоретических положениях учения о войне , армии и мире, концепция национальной безопасности является их логическим развитием , новым достижением общественной теории. Именно поэтому в интересах определения сущности национальной безопасности  как общественного явления представляется необходимым рассмотреть её взаимосвязь с некоторыми ранее существовавшими учениями , а также однопорядковыми понятиями и категориями.

Безопасность в буквальном смысле слова представляет собой отсутствие опасности . применительно к обществу и государству – это , по сути , благоприятные , то есть мирные внешние и внутренние условия их развития. Рассматривая внешний аспект безопасности , неоходимо отметить , что в условиях развязанной против государства войны оно ведет вооруженную борьбу в защиту Отечества , в целях разгрома агрессора ,восстановления мирных условий и своей безопасности . В мирных условиях деятельность государства направлена на предотвращение войны , сдерживание агрессора от её развязывания и таким образом сохранение мирных условий для существования и обеспечения его безопасности.

Такое понимание процесса обеспечения безопасности государства и разграничение способов её достижения в различных условиях позволяют сделать исключительно важный вывод , касающийся необходимости введения нового понятия «обеспечение безопасности».Оно заключается в том , что для обеспечения безопасности в мирных условиях неприемлемо понятие «защита». Защита осуществляется в тех случаях , когда существует нападение или агрессия. И поэтому традиционное понимание защиты , рожденное реальностями «холодной войны» , бескомпромиссного противоборства , неисчезающего образа врага , до недавнего времени толковалось весьма расширительно – от вооруженной защиты (собственно защиты ) до обеспечения мирных условий или безопасности всеми формами в условиях отсутствия войны. Более того , в ядерную эпоху не только предпочтительным , но и единственно возможным средством  обеспечения безопасности является предотвращение войны , поскольку любая война не решит никаких политических задач , а приведёт к уничтожению человечества . Новые реалии ракетно-ядерного века , возможность физического уничтожения человечества с объективной необходимостью потребовали отказа от прежних устаревших положений военно-политической мысли , формирования принципиально новых концепций межгосударственной и национальной безопасности. Иными словами , теоретической основой новых концепций национальной безопасности является новое политическое мышление. К числу важнейших его положений относятся :

1.  Признание наряду с противоречивостью современного мира нарастающей объективной тенденции к росту взаимозависимости и целостности государств мирового сообщества.

2.  Понимания задачи предотвращения войны , сохранения мира и выживания человечества как высшей ценности .приоритет человеческих ценностей сохранения мира над классовым , национальными , блоковыми , узкогрупповыми.

3.  Признание объективно существующей многовариантности общественного развития , безусловного права свободы социально политического выбора.

4.  Понимание мирного сосуществования различных социально-политических систем как единственно возможной разумной организации международных отношений в ядерную эпоху.

5.  Отказ от применения силы или угрозы силой. Признание политических средств как единственно возможных в решении международных проблем.

6.  Понимание невозможности достижения победы в ядерной войне. Отказ от прежних представлений о наращивании вооружений как возможном средстве укрепления безопасности и защиты мира.

7.  Признание того, что безопасность может быть только всеобщей , равной и одинаковой.

8.  Признание военно-политического паритета как мощного фактора защиты мира при понимании необходимости снижения его уровня.

9.  Отказ от наступательных военно-политических доктрин и военно-стратегических концепций. Придание военному строительству всех стран безусловно и определённо оборонительного характера.

В названных принципах и заключена философия новой концепции безопасности. Все они важны для формирования её социально политического содержания, выступают в качестве непосредственных теоретических основ современной концепции безопасности . К числу таковых идей , прямо характеризующих концепцию международной безопасности относятся следующие : международная безопасность может быть только всеобщей , всем странам должна быть обеспечена равная степень безопасности ; нельзя обеспечить безопасность только национальными военно-техническими средствами;  подлинная безопасность  не может основываться на страхе перед ядерным воздействием;  обеспечение безопасности – задача политическая и может решаться только политическими средствами; международная безопасность должна быть основана не на балансе сил, а на балансе интересов.

Похожие материалы

Информация о работе