Краткие ответы на экзаменационные вопросы по философии (онтология, даосизм, буддизм, натурфилософы, эллинизм), страница 5

50. часть и целое. Взаимодействие между совокупностью элементов,
составляющих единство и отдельными элементами в составе единства. Целое
= когда есть все части (аристотель). Нечто в самом себе завершенное.
Единичное как часть целого. Сис-ма = совокупность связанных элементов,
к-е выступают как целое. Целостность= единая форма (организованная,
неорганизованная, органическая). Части обладают меньшим числом свойств.

51. количество и качество. Черты изменения. Мир = совокупность процессов
изм-ия. Но есть и устойчивость (относительная). Ка разграничивает вещи,
создает многообразие мира, неотъемлимо от предмета, хар=ет его как
целое. Ко: величина, число, объем. Сходство = признак Ко. Не сразу
меняет предмет. Вш. Отношения. М.б. отделено от содержания. Предмет -
единство. Мера = предел сущ-ия (ко ка-ва, ка ко-ва). Нарушение => Изм.
Предмета

52. детерминизм. Индетерминизм. Лат. Определяю, ограничиваю.
Обусловленность всех явлекний в мире, чел., его дух.мира.
(теологический, натураличтической, космологический, социальный).
Причинно-сл. Связь. Индетерминизм: крайний - случайность и свобода в
мире. Нормальный: фатализм, провиденционализм. Обусловленность
деятельностью эзотерических сил.

53. необходимость и случайность. Н. = устойчивые неизбежные неотвратимые
во вр. Связи; если отождествить с причинностью=> механический
детерминизм. С. = отсутсвие постоянных связей. Нет согласованного
поведения. В неодетерминизме не вш.фактор, а часть структуры..

54. причинность. Причинно-сл.отн-ия: объект воздействует на 2й, вызывает
его изм-ия. Предшествует и явл.основой. Квантовая, статистическая
физика, рост случайности, вероятности. Диалектический и статический
детерминизм: случайность= объективное св-во мира. Не причинность, а
закономерность (при опред.усл. с опред.вероятностью). Синергетика:
чередование порядка и хаоса. Причина как совокупность условий.
Нелинейная причинность. Неодетерминизм=постмодернизм. Занок - вн.
Существуенная устойчивая связб явлений. Обуславливающая из,
упорядочивающая изменения. Истр. И социальные. Закономерность -
совокупность взаимовлияющих законов, обеспечивающих общую тенденцию.

55. сознание и его структура. Субъективная реальность. Целенаправленное
отражение объекта. Идеальный мир. Высшее св-во человека. Связь с языком,
речью, функциями мозга. Противопоставляется материи в рамках основного
вопроса ф. навыки общ. Действий, мера накопления знаний. Образы обладают
значениями и смыслами. Знание, ценности, воля. Цель = идеализированная
потребность человека. Память. Потребность. Воля (процесс, напр.на
удовл. потребностей). Сущность - идеальность. Образы не обладают ни св-ми
отражаемых предметов, ни нервных процессов. Самосознание = высшая форма
сознания.

56. психика: вся совокупность явлений и состояний вн.мира. +
подсознательное (феномен по отн-ию к объету, не в фокусе. Учение о
доминанте Ухтомского Разгружение мозга) + бессознательное (то, что не
представлено в сознании. Воздействие не достигающее порогов восприятия.
Поведение и ощущения, цели и последсвтвия к-х не осознаются)

57. сознания и язык. Отношение бытия и сознания= языковое. Вш. Мир =
язык. Тесная связь с познанием: представлено в языке при помощи языковых
средств (через нео м.понять явл.вш.мира)) = сознательное конструирование
мира. Функция языка - репрезентация бытия + универсальное средство
обобщения.

58. познание. Гносеология. = функционирование сознания. Обусловленный
общеисторической практикой процесс приобретения и развития знаний.
Активный субъект. Материализм: субъект = об-во, чел. Им становиться,
включаясь в прак.познават.деят-ть. Без субъекта нет объекта. Вш.мир
познается через парадигмы. Знание - связующая нить между природой,
чел.духом и практич.деятельность. Ориентировка в мире. Узнавание уже
известного.

59. познание как отражение. Материалистический подход: взаимодействие
2-х систем, в результатет которого особенности 1-й системы
воспроизводятся в особенностях другой. Выступает в различных формах
деятельности (хим., биолог., световая). От ощущений до умозаключений.

60. чувственное-эмпирическое познание. Ощущение=образ предмета через
призму сознания, истоки отражения, перцепция, отдельные формы
действительности. ВОСПРИЯТИЕ: схватываение предмета в целом. Связь с
др.актами позн.и прак.деят. апперцепция. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ удержание образа,
когда он не дан непосредственнл. Абстрактное мышление.

61. рациональное познание. Опирается на результаты чувтв.познания,
обобщенное знание, целеноправленное отражение, анализ, синтез, гипотезы,
фиксация в языке. ПОНЯТИЕ форма мысл, в к-й отражаются общие формы
связей и отношений к действительности. Близко представлению, но нет
наглядного образа. СУЖДЕНИЕ посредством связи понятий в форме
предположений утверждается-отрицается ч-л. Истинное или ложное.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ рассуждение, вывод следствия из посылок.

62. Истина - цель познания. Оценочная хар-ка знания в контексте его
соотношения с предметной сферой и процессуальным мышлением. Объективное
положение дел предметного мира. Конвенция=соотв. Знания имманентным
характеристикам идеальной сферы. Вытесняется концепцией модельности
познания. Субъективная реальность в инф. И целостном аспектах. Осущ.
Практики и предвидинье будущего. Заблуждение - одностроннее отражение.
Ложь - нарочитое искажение. Конкретна. Исторична. Конечной не сущ. Абсолютная –

наращивание

63. критерий истины. 1) ясность и отчетливость мышления 2) общая
значимость 3) полезность 4) уверенность 5) практика. Применимость,
реализуемость. Относителен: не знаем, что находится за пределами
ист.ограниченности. Лишь сопоставляем знание с объектами, к-е
преобразуем. Соед. И соотносит объект и действие, производимое с мыслью
о нем.

64. основная форма сущ-ия общ-ва. Об-во = высшая форма реальности.
Структурный анализ. Интерсубъективность = взаимопонимание людей. По
веберу, складывается из соц. Действий. Об-во= обьщ. Устройство,
структура страны, единая целостность. Эк., дух., соц, полит, сферы.

65. Единство и направленность исторического процесса. Общность явлений,
соц. Организмов, общие черты различных стран = единство (по отдельным
элементам, по существенным признаками, в связи с переемственностью).
Теория конвенгенции (Арон). Теоригия Модернизации (Согрин). Концепция
конца истории (Фунуяма). Разв. Формация сущ, включ. В себя предыдущие,
остальные к ней стремяться.