Краткие ответы на экзаменационные вопросы по философии (онтология, даосизм, буддизм, натурфилософы, эллинизм), страница 2

22. Джон Локк (1632-1704). Не подчинять знание откровению. Нет
врожденных идей. Есть предрасположенности. Сенсуализм. В сознании нет
ничего, чего не б. бы в ощущении. 2 опыта: ощущение и рефлексия. Уму
присуща спонтанная сила. 1)чувств. Знание о единичных вещах
2)демонстративное (умозаключение) 3)интуийтивное (соотв и несоотв. Идей
друг другу). Развил идею знаков Гоббса (семиотика). Доктрина либерализма
(еств.право и общ.договор). Добро дает удовольствие и уменьшает
страдание. "Опыт о чел. Разуме".

23. Дэвис Юм (1711 - 1770). Просвещение. Агностик. Предтеча позитивизма. Преодоление разрыва
чувств и разума. Не выйти за пределы ощущений. Логическое знание на опыте
= он поток впечатлений. Следствие не содержится в причине - вера
(источник практической уверенности). Только субъективный хар-р
причинности. "Трактат о чел. природе". "Диалоги о естественной религии".
Бог = идея.

24. Джон Беркли (1685 - 1753). Евр. класс. ф. Апологет субъективного
идеализма. Критика материи как вещесв. Основы, идей Ньютона, Локка. Нет
чувств. Восприятия материи, т.к. оно распадается на восприятие отдельных
идей и растворяется. Быть - значит быть воспринемаемым. Бог всегда все
воспринимает. Вызвает идеи. Мы воспринимаем св-ва вешей, но не их суть.
Не отвлекаемся от частных св-в= не м.б. отвлеченных понятий. Сущ. Только
субстанция духа, души и Я. "Опыт новой теории знания" "Трактат о
принципах чел.познания".

25. Томас Гоббс (1588 - 1679). Механистич принципы. Влияние Евклида
в обл. полит теорий. Математика - счет чисел, наука - счет слов.
Рассуждение = вычисление. Метки, знаки. Имена - реальность знаков. Имена
имен = общие понятия. Человек, тело, гражданин. Сенсуалист. Фаталист.
Воля = природная сила. Бог - только первопричина, вера в него - плод
воображение. Гос-во = машина. Защищает интересы. Устанавливается
навечно. "Левиафан". Благополучие людей зависит от гос.ва. обожествление
правителя. Искусств. Душа. Общ. Договор.

26. Просвещение. Вера в неог. Работу разума. Роль индивида. Раз. Науки.
Вольтер, дидро, гольвеций, гольбах (механицизм, сенсуализм,
агностицизм), монтескье, мелье. Культ науки и прогресса. Самостоятельное
мышление. Переход от феод.строя и раздровленности. VS неравенства, право
на свободу, вечное существование материи. Механизация. Бог =
перводвигатель. Vs души как субстанции, конкр. Образа бога. Этич.
Реализм (колич. Движение матер. Частиц - матер. Ощущения). Зависимость
от среды. Энциклопедисты.

27. Иммануил Кант (1724 - 1804). "Критика способности суждения" "Критика
практического разума" "Критика чистого разума". Знание = единство
чувственного и рассудочного (пусты и слепы). Природа, Бог, культура,
общество, чел - усл. Работы разума. Мир= ввс + явления (то как ввс даны
нашему сознанию). Знания = суждения (связь субъекта и предиката). При
аб.знании не б. борьбы при выполнении нр. Долга. Аналитические и
синтетические суждения (априорные и апостериорные). Упорядочение чувст.
Материала. ЗА пределами рац.познания - теор.разум, умлплстигание бога,
бессмертия, веры. Антиномии. 1)чувст.созерцание 2)рассудок 3)разум
(регуляция поведения через императивы). Чел.-гл.предмет в мире. Эгоизм
естественен. Моральный долг и свовесть = категорический императив. Гос.=
объед. Правов мн-во людей. VS войны.

28. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831). Объективный идеаллизм.
"Наука логика" "О природе" "Номинология духа". Бог = философствующий ум.
Категории=объект.формы дей-ти, в основе мировой дух, аб.идея.
Деятельность = мышление. Цель = самопознание. 1)АБ в стихии чистого
мышления 2)инобытие в природе 3)разв в мышление и истр.чел. И постигает
себя в форме чел.сознания. Бог вездесущ. История - из действий отдельных
людей. Разум - надиндивид.всемирноисторическое начало. И = реализация
логики. Народный дух. Всемирная история - воплощение свободы в реальной
жизни народов. Гос.= божеств. Идея в земной оболочке. Объект не сущ.без
качества, количество безгранично, мера - единство. З закона диалектики:
переход ко в ка, отрицание отрицания, единство и борьба
противоположностей. Все действительное разумно, все разумное
действительно. сущность проявляется, явление существенно. 3 стадии АБ:
И-во, религия, Ф.

29. Карл Маркс (1818 - 1883), Фридрих Энгельс (1820-1895).
"Экономические философские рукописи" (Фейрбах). Защита гуманизма.
Универсальная тв.сущность чел. Релизации препятствуют отчуждения. В
основе их - отчуждения труда. Чел. Деятельность как проццесс
очеловечивания мира. В труде проявл. Специфичность бытия чел..
Опредмечивание (переход св-в процесса деятельности в предмет) и
распредмечивание (переход предметности в живой процесс). Превращение
предметных форм в содержание вн.мира (культура). Материалистическое
понимание истории. Пр. отн-ия. (способ пр-ва, произв.силы), к-е
распостр. На обл. общ. Отн-й. Идеи отражают реальность. Идеология =
ложное сознание. Возникает из-за извращенной дейст-ти. Принцип практики:
исходна и первична, процесс труда, преобр.природы. Опыт пассивен. Стимул
познания - практич.потребность. Цель - достижение истины (соотв.знаний
миру). И. = процесс смены эк.формаций. По Э. (положение рабочего класса
в англии, людвиг фейрбах и нем.класс. ф, письма по истрории материализма
- vs вульгализматоров=методология, а не схема) не сущ.противоречия BW
явлением и вещью. "Святое семейство", "немецкая идеология", "нищета
философии", "тезисы о фейрбахе", "манифест коммунистической партии"
"критика полит.экономки".

30. Людвиг Фейрбах (1804 - 1872) Философская антропология. Материализм.
Поклонник. Затем критик Гегеля. Восхождение от материального к
идеальному. Чел - высший продукт природы. Рассматривать в единстве.
Психика зависит от тела, но качесв.специфика. Нр. (единство я и ты) -
суть реллигии (терпение, смирение). Не бог создал человека, а человек
создал бога. "О едином всеобщем и бесконечном разуме", "История
франции", "мысли о смерти и бессмертии", "сущность хр-ва", "основные
положения ф. будущего" "эвдемонизм". Ф и религия иключают друг друга.
Религия - бессознательное сознание народа. Новая теология.