Краткие ответы на экзаменационные вопросы по философии (онтология, даосизм, буддизм, натурфилософы, эллинизм)

Страницы работы

Содержание работы

1. Предмет Ф. все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.
Любовь к мудрости, любомудрие (платон, пифагор). Выработка целостного
мировоззрения (каркас чел. Сознания), познание мира, принципы бытия,
обобщенная картина мира, общие законы природы, общества, мышления.
Анализ чел. Опыта. Познаваемость, истина
2. Функции Ф: картина мира, соотв. Достижениям науки; анализ и
оправдание мировоззрения, методология сознания и деятельности человека.
Специальные сигналы для активности. Техник. функция (очистка). Как, что,
почему, зачем.
3. Онтология (о бытии), гносеология, аксиология (ценности),
антропология, этика, эстетика, логика, соц.ф., ф. и, ф. культуры,
религии, И.Ф., науки, техники. Мелкотелье современной Ф.
4. Конфуций (Кун Цзы). VI-V в до н.э. "Беседы и суждения". Человеколюбие,
преданность гос-ву, почтительность, великодушие, этическая категория
порядка (благородные и низшие). Дао, научившиеся, учащиеся, не учащиеся.
XI-XII неоконфуцианство: разумная ТВ. Сила + пассивная материя.
5. Даосизм (VI-V). Период 100 школ (VI-II вв). 12-6 - "И-цзинь"
(ожидание-активность). Дао = путь вещей. Лаоцзи. Рожд., изм. - благодоря
пути. =>противоположность. За общинную жизнь = сохр. своей природы =
приобретение истины. Диалектика единого и многого, аб. и относительного.
Ежуанцы (н.э) - теория недеяния.
6. Буддизм. Сиддхартха (584 - 483). Vs касты, сл. обряды. Сансара и
карма. Жизнь – страдание. Причина – нирвана (прав. Суждения. Решения, речь,
жизнь, стремления, внимание, сосредоточие, труд). 3-1=мир как поток
драхм. 1ые н.э. - обожествление будды. Нереальность драхм и всего мира
(плод майя). Хияна:реальность, 5 элементов. 3: отностительность, драхмы
многновенны и зависимы.
7. VII-VI вв. – зарождение (ливия,вавилон, египет, ионийские города). Наполнение
мифа рац. Содержанием. Досократовский (7-5/4) Фалес, Анаксимандр,
анаксимен, гераклит, писфагор, элейцы, эмпедокл, анаксагор, демокрит.
Семь мудрецов. Классический (пол.5-4) протагор, горгий, продин, сократ,
платон, аристотель. Эллинистический (4-2) киники (антисфен, диоген),
эпикурейцы, стоики. Начало христианства (1 в до - 5 н.э) неоплатонизм.
8. натурфилософы. Милетская школа. Фалес (вода, гилозоизм). Анаксимандр
(апейрон, бесконечность миров). Анаксимен (воздух). Гераклит Эфесский
(530-470). Царский род. Все течет. Борьба противоположностей. Вечный
Логос (ед.закон). = живой огонь = причина управления всем = мир. Разум =
всем управляет через все. Гилозоистический пантеизм. Душа материальна.
Ощущения в основе. Стихийный материализм + диалектика.
9. Демокрит (470/60 - ) атомизм (др. восток). Неделимый физический
первоэлемент. + пустоты. Амеры - без физич. св-в. Ощущения - основа
познания. Ум - дополняет и исправляет. Флюиды. Душа = огненные атомы.
Левкипп.
10. Сократ (469-399). Повивальная бабка. Не писал. Идеализм. VS
эмпиризма. Познай самого себя. Я знаю то, что ничего не знаю. Знание =
добродетель. Мудрость = совершенное знание. Цель - благо. Истина
достигается в диалоге, знание - посредством определения понятия.
Майевтика (наведение), синкриза, инкриза = диклектика. Индукция. Общие
определения. Целесообразность науки и человека.
11. Платон (427 - 347). Академия. Царский род. Метафизика. Объективный
идеалист. Онтология, гносеология, эстетика, космология. 5 категорий:
сущее, движение, покой, тождество, различие. Эвдемонизм (цель -
счастье). Архэ - идеальное начало. Вещи = подобия. Чувства обманчивы, но
не влияют на мышление. Божественный смысл - царство эйдосов. Смысл – сущность

вещи. Вера в богов важна для общ. порядка. Аскетич. Ориентация.
Тоталитаризм: иерархия, цензура.
12. Аристотель (384 - 322). О. Лесбос. Учил А.М. "О душе", "Физика",
"М/ф". систематизатор. Сущность, отношение, состояние, количество,
качество, время, причина. Теория познания. Описательность. Чел -
полит.животное. основа добродетели – вера. Материал содержит возможность,
которой нужна форма (стимул, цель). Мир - ряд форм. Бытие вещи – слияние
материи и эйдоса (формы). Бог = форма форм. Изм. под влиянием причин
(материал; связь с целью)= смысловое начало всего сущего. Душа двигает
телом, дает смысл жизни. Опыт = ощущение+память+привычка. Тождество.
Исключенное третье. Опыт-И-во-знание-мудрость.
13. эллинизм (от А.М. до 30 г 1ого в). проблемы чел. И общества. Соц.
Потрясения. Как надо жить. Отделение логики. КИНИКИ (Антисфен, Диоген).
Антисоциальны, аскеза, свобода = освобождение от желание, мир плох,
нужно быть независимым. СКЕПТИКИ (пиррон) Текучесть, идея атариксии
(безмятежности), воздержание от категорических суждений. Эпикурейцы
(Эпикур, Лукреций Кар). Атомизм. Гедонизм. Пока мы существуем нет
смерти, когда смерть есть нас более нет. Атомы обладают
волей/тв.началом. СТОИЦИЗМ (Зенон, Клеанф, Хрисипп, Плутарх, Цицерон,
Марк Аврелий, Сенека). Св. от страстей, добрый гений, предобределения,
единая душа мира, фатализм. Судьба двигает материю. НЕОПЛАТОНИЗМ (3-4,
Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Ум материален, переселение душ, ед.
трансцендентное начало = аб. свет, душа неделима, мировая душа,
знание=озарение, истина = бож. мудрость, вера = благость богов.
14. 5-10в- становление. Апологеты. 11-н.н.вр. Феодализм. Развитое.
Патристика. Религ. ориентация, догматы о личностной форме бога.
Креационизм. Идея постоянного творения. Бог вечен, трансцендентен,
неизменен. Истина. благо и красота. Антропоцентризм. Чел - венец
творения. Разум и воля. Суждения, различения добра и зла.
Провиденционализм. Связь с богом. Бож. промысел. 9-схоластика. 11-12
зрелая, аристохилиазм. 13 - 14 поздняя, vs Томизм. Что первично: понятие
или вещь, учение об универсалях.
15. августин блаженный (354 - 430). Неоплатонизм. Все - благо, зло -
повреждение. Постоянное творение. Бытие бога - из сущ. Чел., вещей - из
опыта. Мир ограничен в Пр., бытие - во вр. Аб. всемогущество бога
("Исповедь"). Время - мера движения и и зменения. Вечность статична. Уч.
О св. воле. Полемика с Пелагрием. Достоверно знание о своем бытии и
сознании. 6 эпох. "О граде божьем". Следал бога. У души - функции
мышления, воли, памяти, разум - взор дущи.
16. фома аквинский (1225 - 1274). Бог правит через естественные причины.
Зло = неполнота добра. Томизм. "Сумма против язычников", "Сумма
теологии". Бог первопричина и конечная цель. Материя = слабейший вид
бытия, формы - целевая причина образования вещи. Универсалии сущ.до
вещей (архетипы), в вещах (сущность), после вещей (образ). Гос. д.
содействовать общему благу. Рациональное знание объективнее, но ф.
толкует религ.истины. идея перводвигателя, первопричины, конечной цели
сущего, бож. Необходимости, совершенства творца. Идеи аристотеля. 1323 -
к лику святых.
17. возрождение. 2 периода: в лит., 2 - разв. Ф, оснвные положение. 15 -
п.п.17 в. Идея автономной философии, естест.разум, личность человека,
пантеизм, ф. д. помочь найти место чел. В мире, трехчленная периодизация
истории; рационализм и эмпиризм; натурфилософия, прометеизм,
реабилитация плоти;разв.матер. производства; реформация; великие геогр.
Открытия; петрарка, бокаччро, да винчи, дюрер, шекспир, коперник
(гелиоцентризм), галилей, данте, бруно, ник. Казуанский, монтень, беми,
бруно.
18. Рене Декарт (1596 - 1650). "Учение о методе". Дуалист, рационалист.
Опыт - практическая проверка данных. Врожденные идеи. Вселенная -
механизм. Изменчива, импульс дает бог, но самостоятельная тв. Сила.
Материя беспредельна, однородна, делима до бесконечности. Единство
универсума. Чел: душа+разум+речь. Не по законам механики, а
самоопределение разума. Духовная материя = мышление, материальная -
протяженность. Критерий истины - ясность и очевидность. Познанию нет
границ. Я мыслю, следовательно, я существую.
19. Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Монизм. Пантеизм. Единая бесконечная
субстанция. Бог - непознаваема субстанция, причина самой себя.
Необходимость причин и следствий. Ед. принцип мирового порядка. Атрибуты
субстанции= протяженность и мышление. Теория аффекта. Бог не имеет
начала и конца. Субстанциональное единство мира (конечного и
бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы). Познание -
способ осв.от страстей. 1)воображение 2)рассудок3)интуиция. Св-ва вещам
приписываем мы. Н. увидеть универсальный элемент.
20. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716). Рационалист. Монадология
(физич.и дух.единица бытия).активны,движение,восприяттие, сострадание,
сознание. Смутные представления, дуга-ощущение, разум. Синтетич.ф-ая
сис-ма: материя аристотеля + субстанция спинозы. Бог -бестелесная
тв.монада, реализация чистого познания. Материя - сл.субстанция. в
основе - простая монада. Пр. и вр.=атрибуты явления: порядок
расположения тел, порядок сменяющих друг друга явлений. Множество миров,
наш - лучший. "Монадология", "Геогецея" (оправдание бога)
21. Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626). Британский эмпиризм и рационализм. Цель
наку - господство чел. Над природой.Знание = сила. "Новый Органон",
"великое вост. Наук". Критика слохастики. Методология экспериментального
естествознания. Пещера - узость взглядов, рынок - ходячие представления,
театр - игра в познание, вера в авторитеты, рода - органы чувств.
Разделение теологии и науки. Бога разумом не понять. Мудрое сомнение и
правильный метод. Время - мера скорости тел. Не муравей, не паук, но пчела.

Похожие материалы

Информация о работе