Регулирующие гидроаппараты. Расчет объёмного гидропривода, страница 7

Многообразие требований к рабочей жидкости не позволяет создать уни-i^',сальное масло. Поэтому промышленность выпускает масла довольно обширного ассортимента, из которых только для мобильных машин примени.'ic>s около двадцати марок. Такая широкая номенклатура применяемых масел, с одной стороны, позволяет подобрать масло, наиболее подходящее ;1.\я данного гидропривода в зависимости от условий его эксплуатации (кли-,\1:|[цчсская зона, сезонность, силовой и динамический режимы машины и ]|;), с другой стороны, создает известные производственные трудности с за-азом, поставкой и хранением масел большого ассортимента.

Выбор марки минерального масла определяется температурными усло-| янми, режимом работы гидропривода и его номинальным давлением, которым должно соответствовать важнейшее физическое свойство масла — вяз-юсгь, завышение или занижение вязкости масла приводит к ухудшению '.^•пдуатащюнных свойств гидропривода.

Применение масла с завышенной вязкостью (более Ю'10   м^/с) прм-, \i!it к увеличению гидравлических сопротивлений и, следовательно , по-:к'Г;;|нсмой гидроприводом мощности, к уменьшению объемных КПД насо-' г и гидродвигателей, ухудшению фильтрации и снижению ресурса гидроап-'kip.iroB, вызывает нежелательный нагрев масла. При занижении вязкости ^•иже 0,2-\0~~' м'-/с) повышается интенсивность износа трущихся пар, ус-орясгсн окисление масла, увеличиваются его утечки и перетечки, что также .к-дичивает потребляемую гидроприводом мощность.

Ilin гидроприводов с легким режимом работы и меньшим номинальным давлением следует применять масла с меньшей вязкостью, чем для гидропри-г.одов с гяжелым режимом работы и большим номинальным давлением. Так, !;г.и поочих равных условиях, при номинальном давлении до 70 МПа рско•i.-n.iycrcH вязкость масла O^'IO"4 0,4-10 -4 м-^/с (при 50°С) , а при давле••нн " .'O.MnaO.e-lO-^-l.l-lO-'^M-'/c.

Внжость масла сушестиенно зависит от температуры и должна поддср-+ди1,1!1,сн в оптимальных пределах во всем интервале эксплуатационных

•wik'paTyp, который зависит от климатической зоны и является важнейшим

•шка итедсм, определяющим работоспособность, эффективность и долго-чсч|ки;г1> гидр<л1ривода.

1 '[чаничныс температуры окружающего воздуха для различных климати-и ^ ких зон: для Крайнего Севера и Сибири от -50 до +30°С, средней полосы ( ("Р от - 35 до +40°С и для южных районов СССР от -25 до +50°С.

Табл. 4.2. Ограничение вязкостен рабочих жидкостей для роторных насосов

Тип насоса

-4 2 Вязкость жидкости (10 м /с)

минимальная

максимальная

Аксиально-поршневые         0,06-0,08         18-20

Пластинчатые           0,10-0,12         35-45

Шестеренные            0,16-0,18         45-50

Примечания:

1. Обеспечивается гидродинамическая смазка сопряженных поверхностей трения и удовлетворительное значение объемного КПД (не менее 0,8).

2. Обеспечивается минимально необходимая прокачиваемость.

Нижний предел применимости масла определяется температурой прока-чиваемости его в гидроприводе, которая обычно на 10-15°С выше температуры застывания масла. Кроме того, ГОСТ 14892-69 рекомендует определенные пределы вязкости масла для нормальной работы насосов (табл. 4.2).

Для поддержания вязкости масла в заданных пределах, особенно при эксплуатации машин в северных и южных районах, в конструкции гидропривода приходится предусматривать теплообменники для охлаждения или подогрева масла, чтобы в гидробаке оно имело температуру 60—70°С.

В соответствии с техническими требованиями в гидроприводах машин, работающих на открытом воздухе, следует применять не более двух сортов масел. В средней климатической зоне для СДМ летом обычно применяют масло ИС-30 или ИС-20. В южных районах используют масла ДП-8, ДП-11, МС-20. Однако в последнее время получают распространение недавно разработанные масла МГ-20, МГ-ЗОиВМГЗ, отличающиеся хорошей смазочной способностью и антикоррозийными свойствами. Их применение позволяет отказаться от 20 прежних сортов масел. Масла МГ-20 и МГ-30 предназначаются для гидроприводов СДМ и ПТМ, работающих на открытом воздухе в средних и южных районах СССР. Заменителями могут служить масла ИС-20 и ИС-30.