Регулирующие гидроаппараты. Расчет объёмного гидропривода, страница 3

23.6. Гидробаки

Гидробак (масляный бак) предназначен для питания гидропривода рабочей жидкостью — маслом. Кроме того, в гидробаке оседают твердые частицы, загрязняющие масло, выделяется растворенный в нем воздух, а через внешние поверхности бака во внешнюю среду выделяется тепло.

Размеры масляных баков не стандартизованы и не нормализованы, ГОСТ 16770-71 определяет только их номинальные вместимости (см. прил. 25). Баки обычно делаются сварными из листовой стали толщиной 1—2 мм в виде параллелепипеда. Их объем определяется на основании теплового расчета гидропривода, причем полный объем должен быть больше объема рабочей жидкости на 15-20%.

Для улучшения отстоя жидкости внутренний объем бака разделяется на отсеки перегородками, а сливной и всасывающий патрубки располагаются в противоположных концах бака. Сливные пробки размещают так, чтобы при необходимости бак опоражнивался полностью. Кроме сливных пробок, устанавливают также магнитные. Заливная горловина располагается в верхней крышке бака и закрывается уплотняемой крышкой; там же устраивается сапун, имеющий крышку со встроенным воздушным фильтром. Концы всех труб, соединенных с баком, должны располагаться ниже минимального уровня масла на глубине, большей трех диаметров трубы. Для контроля количества масла применяют указатели уровня.

23.7. Фильтры (отделители твердых частиц)

Рабочая жидкость в гидроприводах СДМ и ПТМ постоянно загрязняется твердыми частицами, которые,находясь во взвешенном состоянии, попадают вместе с жидкостью в насосы, гидродвигатели и гидроаппараты. Это существенно (порой в 10 раз) снижает срок службы гидромашин и гидроаппаратов и отрицательно сказывается на их работе, так как твердые частицы соизмеримы с размерами зазоров, щелей, каналов, вызывают их закупорку, заклинивание подвижных пар и интенсивный износ трущихся поверхностей.

Источников загрязнения масла несколько. Даже в состоянии поставки в соответствии с ГОСТами масло может содержать некоторое количество загрязнений. Во время работы гидропривода в масло попадают продукты износа трущихся деталей гидроагрегатов — тончайшие металлические стружки и опилки. Однако главный источник загрязнения — проникающая в бак через сапун и заливную горловину атмосферная пыль, состоящая на 70% из такого хорошего абразива, как кварцевый песок.

Для очистки от твердых загрязнений масло пропускают через отделители твердых частиц, которые бывают двух типов: силовые отделители, или сепараторы, и механические отделители, или фильтры. В зависимости от сил, которые действуют на частицы в сепараторах, они могут быть центробежными, магнитными и электростатическими. В свою очередь фильтры подразделяются по форме отверстий в фильтрующем элементе на щелевые, сетчатые и пористые (например, бумажные, матерчатые, керамические).

По тонкости очистки различаются фильтры грубой, нормальной, тонкой и особо тонкой очистки; они задерживаю т частицы, размеры которых превышают соответственно: 0,1; 0,01; 0,005 и 0,001 мм.

В гидроприводах СДМ и ПТМ применяются фильтры с сетчатыми и бумажными фильтрующими элементами, которые обеспечивают нормальную тонкость очистки, задерживая в зависимости от типа.фильтра частицы в 25, 40 или 63 мкм. Выполняются они в двух вариантах: линейные по нормали ОН 22-138—68, которые устанавливают на сливной линии перед гидробаком, и встроенные (в крышку гидробака) — по нормали ОН 22-60-67 (рис. 2.10, а). Технические характеристики этих фильтров приведены в прил. 19.

В последнее время созданы новые фильтровальные бумаги (БТК, БМФ, ДРКБ), заменяющие более дорогие фосфористо-бронзовые сетки и обеспечивающие более тонкую фильтрацию (10 мкм). Из этих бумаг изготавливаются новые фильтрующие элементы типа 'Теготмас", применяемые в фильтрах унифицированного ряда (рис. 2.10,6), часть которых уже выпускается серийно и рекомендуется к применению в случаях, указанных в прил. 19. Технические характеристики фильтров других типов приведены    в прил.20.