Информационные технологии в путевом хозяйстве: Методические указания (Техническое обеспечение АСУ-П. Указания к выполнению лабораторных работ)

Страницы работы

Содержание работы

 Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“петербургский государственный университет путей сообщения”

Кафедра «Железнодорожный путь»

Информационные технологии в путевом хозяйстве

Методические указания

Санкт-Петербург  2007


Изложены направления применения информационных технологий в управлении путевым комплексом железных дорог, основные положения автоматизированных систем управления путевым хозяйством на железных дорогах Российской Федерации, назначение и основы использования программного обеспечения АСУ путевым хозяйством.

 
Представлены указания для выполнения практических заданий и лабораторных работ по дисциплине «Информационные технологии в путевом хозяйстве».

Предназначены для студентов специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», также могут быть полезны инженерно-техническим работникам предприятий путевого хозяйства.

Составители доцент В. П. Бельтюков, ассистент Л. М. Минаков


Введение

Оптимальная организация работы железнодорожного транспорта требует решения комплекса сложных задач по организации перевозок и содержанию инфраструктуры. Задачи управления транспортом оптимально могут быть решены только в условиях функционирования автоматизированных систем управления (АСУ).

1. Путевое хозяйство как объект управления

Путевое хозяйство – сложная динамичная система, состоящая из различных взаимосвязанных элементов. Такими элементами являются конструкции пути, условия его содержания, машины и механизмы, необходимые для его обслуживания и отличающиеся технологическим назначением, производительностью, степенью автоматизации, надежностью в эксплуатации, ремонтные комплекты, материалы верхнего и нижнего строения пути, персонал различных профессий и квалификации. Кроме того, элементы системы – это десятки наименований марок материалов и их размеров, видов энергии и топлива, инструмента и приспособлений, производственного и хозяйственного инвентаря. Все элементы производства постоянно меняются [1].

Чтобы путевое хозяйство всегда было готово к выполнению своей основной цели, ему должна соответствовать аналогичная по своей сложности система управления.

Система управления – совокупность объекта управления и органа управления, действие которой направлено на поддержание или улучшение работы объекта.

Объектом управления могут быть система текущего содержания пути, участок пути, конструкции пути, бригада, линейный участок, отдельный рабочий и т. п.

В качестве органа управления рассматривается человек или техническое устройство, управляющее путем, участком пути. Это может быть бригадир, мастер, начальник участка, управленческий аппарат во главе с начальником дистанции пути.

Процесс управления осуществляется по классической формуле с использованием пяти функций: планирования, организации, контроля, регулирования и учета.

Планирование – определение цели управления и средств ее достижения, составление плана действий. Оно включает прогнозирование развития и моделирование управляемых объектов.

Организация – определение круга работ, намеченных планом, определение характера взаимоотношений между производственными и управленческими подразделениями.

Контроль является аналитической функцией и проводится непрерывно. В процессе контроля снимаются показания с объекта управления и производится необходимый анализ информации о состоянии процессов, происходящих в пути, выявляются отклонения, производится сравнительный анализ.

Регулирование – комплекс операций по устранению возникающих в управляемых системах отклонений.

Учет призван концентрировать итоговую информацию, систематизировать ее, создавать информационную базу, являющуюся основой при разработке планов действий в последующий период.

Информация для управления является материалом, так же как и материалы верхнего строения пути для путевых работ. С помощью информации принимаются управленческие решения, являющиеся продуктом управленческого труда. Управленческие решения (планы, задания, отчеты, приказы, распоряжения) принимаются на всех уровнях – от бригадира до начальников отделов и дистанции пути. От правильности управленческих решений зависят результаты работы.

Оптимальность управленческих решений обосновывается экономической эффективностью при условии обеспечения безопасности движения поездов.

Большое влияние на эффективность управленческого решения оказывает полнота информации об управляемом объекте. Необходима подготовка нескольких вариантов решения каждого вопроса, сопоставление их и выбор оптимального.

Проведение математических расчетов и выбор оптимального варианта возможно осуществить с большей эффективностью только в условиях действия автоматизированной системы управления.

АСУ – человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления в различных сферах человеческой деятельности.

Похожие материалы

Информация о работе