Методика преподавания охраны природы

Страницы работы

Содержание работы

Лекция 8,9

Тема: ПОЛЕВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Цели, задачи и организация. Полевая практика организуется с целью усиления контактов школьников с природой, в процессе которых формируются как экологические ценностные ориентации учащихся, так и знания о взаимосвязях человека с местной природой, развиваются умения школьников изучать и оценивать состояние местных экосистем и участвовать в трудовых делах по их охране. В процессе проведения полевой практики учитель решает такие задачи, как развитие знаний, приобретенных в классе, формирование умений наблюдать не просто природные объекты и явления, а взаимосвязи человека с природой, оценивать способы природопользования, принятие участия в делах по охране природы. Важная задача учителя — формировать нравственное сознание учащихся, обсуждая и оценивая реальные события: поведение пользователей природы (лесорубов, шоферов, трактористов и т. п.), отдыхающих, своих товарищей.

Непосредственная учебная и трудовая деятельность учащихся организуется по двум вариантам.           ,

Многодневные экспедиции со школьниками одного или нескольких классов. Разновидностью этого варианта являются лагеря труда и отдыха с экологической направленностью, которые расположены за пределами школы. Чаще всего они организуются на территории местных охотничьих хозяйств, лесхозов и других учреждений, осуществляющих природопользование, где имеются необходимые бытовые условия (базы) для размещения детей.

Опыт показывает, что общее число учащихся при проведении этого варианта практикума может быть от 20 до 100 человек. Реально один учитель может обеспечить эффективный ход учебно-воспитательного процесса в полевых условиях с группой школьников в среднем около 20 человек:

В условиях жизни относительно изолированного малого коллектива практически все виды деятельности школьников (учеба, игра, труд и общение) получают экологическую направленность. В результате создается ситуация, когда весь коллектив в течение определенного времени увлечен изучением и практическим решением круга экологических проблем.

Работа организуется так, чтобы четко соблюдался распорядок дня, вводится ученическое самоуправление, внедряются разнообразные приемы поощрения учащихся.

Опыт показывает: если такая работа начинается с детьми, окончившими V класс, то большинство из них с нетерпением ждут его продолжения после VI и VII классов. И в старших классах эти школьники с интересом и творчески выполняют различные виды общественно полезного труда. Поэтому этот вариант практикума перспективен для подготовки малых групп ученического актива: «научных» консультантов из числа учащихся, проявляющих углубленный интерес к проблемам взаимодействия человека с природой, руководителей бригад и звеньев при организации массовых видов экологически направленной деятельности школьников; экскурсоводов для пропаганды знаний об окружающей среде и ее охране (на общешкольной выставке, посвященной Дню окружающей среды, на учебной экологической тропе).

Многодневные экспедиции наряду с неоспоримыми достоинствами имеют и свои недостатки. Прежде всего, различного рода организационные трудности по размещению детей в полевых условиях (транспортные, финансовые, бытовые и т.п.).

Стационарный вариант практикума рассчитан на массовое вовлечение школьников в работу полевого экологического практикума. Для занятий в природе выбирается либо пришкольный участок, либо ближайший к школе участок рекреации (зоны отдыха населения): парк, роща, водоем и т. д. Каждая группа школьников получает участок территории, на котором дети проводят самостоятельные исследования. Организатором всей деятельности учащихся в каждой группе в период проведения экологического практикума выступает руководитель. Он следит за четким выполнением учениками расписания занятий, организует для них необходимую консультацию, оказывает помощь при оформлении результатов и написании научного отчета по итогам практикума.

Содержание и методы работы на полевой; экологической практике. В полевых условиях важно сосредоточить внимание учащихся на изучении взаимосвязей, взаимодействия человека и природы в рамках одной из комплексных тем. Учащиеся охотно выбирают такие темы, как «Многообразие птиц леса и их привлечение», «Учет численности муравьев рода Формика и меры по их защите» или «Влияние рекреационного воздействия на природные сообщества». Содержание деятельности в этом случае имеет краеведческую направленность, что

 


оказывает на личность ребенка наибольшее эмоциональное воздействие. В то же время выполнение работ по такого рода темам развивает обобщенные взгляды на экологические проблемы в целом.

Похожие материалы

Информация о работе