Методика преподавания охраны природы, страница 5

С этой целью необходимо обращать внимание на усвоение школьниками определенных правил поведения в природе в период самой экологической практики. Один из них — работа с инструкциями, которые дети получают вместе с заданиями по теме.

Для обоснования норм и правил полезно обсуждать встречающиеся в условиях полевых занятий последствия неграмотного, некультурного поведения человека в природе. Вид замусоренных кострищ, гибель подлеска и подроста вызывают отрицательные эмоции. Поэтому в воспитании экологической культуры велика роль и заданий «наоборот», когда дана характеристика явления и на ее основе нужно составить экологически грамотные правила поведения. Приведем примеры подобных заданий.

Задание 14. Обследуйте участок леса (парка, берег водоема и т. п.) и выясните, какова его засоренность.

Составьте из полученных данных таблицу. Разработайте рекомендации для тех, кто идет в лес отдыхать. Помните: мусор нельзя закапывать, его нужно унести с собой до ближайшей урны.

Четвертый тип заданий. Участие школьников в практическом осуществлении своих проектов связано с выполнением различного рода общественно полезных дел по защите, уходу и улучшению природной среды, пропаганде идей охраны природы.

Кратко лишь перечислим наиболее доступные для учащихся этого возраста виды работ: инвентаризация объектов природы, нуждающихся в защите, установление потребности в искусственных гнездовьях в разных типах леса; изготовление, маркировка, развешивание гнездовий, обследование и учет их населенности, ремонт, чистка гнездовий (для птиц, насекомых), участие в биотехнических мероприятиях (оборудование подкормочных площадок, изготовление, установка и уход за кормушками для птиц), лесовосстановление (сбор и посев семян, посев трав-нектароносов, посадка и уход за лесными культурами), пропаганда идей охраны природы (доклады, беседы, экскурсии, концерты); уход за природным ландшафтом (расчистка, озеленение, закрепление оврагов).

7. Подобного рода работа включает доступные учащимся исследования, непременную оценку состояния природной среды и подготовку рекомендаций по ее улучшению в рамках доступного.

Формы организации деятельности учащихся. Экологическое воспитание учащихся на полевой практике проводится в рамках разнообразных организационных форм. Это маршрутная экскурсия на местности, беседы в аудитории, самостоятельные исследования учащихся в природе, индивидуальные и групповые консультации. (на пробных площадках, в аудитории), занятия семинарского типа, общественно полезный труд, итоговая научная конференция.                .

Каждая из этих форм организации имеет свое особое содержание, обладает специфическими образовательными и воспитательными возможностями. Например, в процессе бесед и консультаций в аудитории школьники знакомятся с целями и задачами практикума, содержанием различных видов работ, методами сбора и обработки материалов, правилами оформления результатов, в ходе самостоятельных исследований в природе проводят сбор первичной информации о состоянии среды.

В начале практики для каждого класса проводится вводная экскурсия в природу, а для учащихся VII класса еще и зачетная в конце практики.

Вводная экскурсия по своему содержанию носит комплексный характер. Но главное внимание учитель обращает на разъяснение основных положений из тех заданий, которые будут выполнять ученики данного класса в период предстоящей работы. При этом учитель дает общую физико-географическую характеристику местности, отдельных природных объектов и явлений, развивает навыки по определению видов растений и животных, типов растительных сообществ, ярусности. Внимание детей концентрируется на выявлении доступных для кратковременного наблюдения природных связей типа: рельеф — условия увлажнения — тип растительности; тип леса — ярусность — освещенность — фенофаза растений.