Бизнес-планирование. Информационная база бизнес-планирования. Определение жизненного цикла как фактор планирования деятельности предприятия

Страницы работы

Содержание работы

Бизнес-планирование

Бизнес-планирование – это процесс формирования и целевого распределения производственных, финансовых и трудовых ресурсов на стадиях жизненного цикла организации при разработке проекта создания (внедрения) товаров (видов деятельности), проектов совершенствования или реконструкции (товара, объекта или технологии) и антикризисного управления.

          Цель  бизнес-планирование: повышение эффективности использования ресурсов предприятия в ограниченный период времени для реализации производственных, финансовых и маркетинговых задач.

          Объект бизнес-планирование: предприятие, проект, технология для предприятия (для коммерческих организаций это вид деятельности).

Бизнес-планирование основывается на следующих видах деятельности предприятия:

1.  операционное планирование

2.  политика использования трудовых ресурсов

3.  финансовое планирование

4.  учётная политика

5.  маркетинговая политика

6.  логистика как система экономических взаимоотношений по созданию и внедрению материальных и нематериальных благ

7.  система управления продажами и коммуникацией

Информационная база бизнес-планирования

1.  Структура технологического процесса для производственных предприятий, (для коммерческих организаций соблюдение последовательности операций по всем видам деятельности), технологические карты, сетевые графики, организационная структура управления производством и обращением товаров.

2.  Результаты маркетинговых исследований: ценовая группа,  портрет потребителя, структура и ёмкость рынка, барьеры входа на рынок, определение стадии жизненного цикла товара и организации.

3.  Инвестиционный блок: обоснование источников капиталовложений и условий погашения заемного капитала, уровень обеспечения собственных ресурсов предприятия, структура кредиторов.

4.  Операционный блок: тип производства (поточные, конвейерные линии, серийное производство, т.д.), плановый фонд рабочего времени, плановые простои оборудования в связи с текущим ремонтом и обслуживанием, плановый резерв использования мощностей.

5.  Уровень обеспечения производства ресурсами (сырьё, материалы, энергетические ресурсы, трудовые ресурсы: норма штата по каждой категории работников, льготы и выплаты отдельным категориям работников в связи с условиями труда - тарифные разряды, утверждённые формы оплаты труда для различных категорий работников, часовая тарифная ставка одного среднего работника без принадлежности к категории).

6.  Данные для финансового планирования:

a)  Способ формирования и распределения по товарной номенклатуре при формировании себестоимости накладных расходов

б)  Способ формирования налоговой базы по налогам на прибыль, используемый метод налогообложения прибыли и других результатов деятельности (формируется в учётной политике предприятия на указанный  год), налоговые льготы, способ отражения в структуре затрат по основному виду деятельности, финансовых постоянных расходов ( процентов по ссудному капиталу), уровень риска расчетной ставки проекта (финансовый риск), восстановительная стоимость  оборудования, зданий, сооружений ликвидационная стоимость капиталовложений, срок  реализации проекта, влияние стоимости капиталовложения на величину эксплуатационных расходов будущих периодов.

Виды бизнес – планирования

1.  Бизнес-планирование проекта (операционного., маркетингово. и т.д., т.е. функционального проекта)

2.  Бизнес-планирование структурной единицы отдела предприятия (больше внимания уделяется формированию бюджетов структурных звеньев).

3.  Бизнес-планирование – технико-экономическое обоснование для получения кредита (большое внимание уделяется: внутренней норме окупаемости, оценке рисков и расшифровке финансово-экономических результатов деятельности по периодам погашения задолженности; бизнес-планирование для инвесторов (суть та же самая).

4.  Бизнес-планирование диверсификации производства (функциональный проект, при использовании капиталовложений содержит разделы ТЭО на получение кредита).

5.  Бизнес-планирование управления несостоятельность предприятия (БП санации/оздоровления предприятия).

Последовательность этапов бизнес-планирования

1.  Анализ технико-экономических показателей производства: (технологическая карта проекта – последовательность основных производственных операций по изготовлению товаров с указанием периодов их осуществления и общего времени технологического цикла)

2.   Логистическая схема, производственная (операционная) цель, задачи бизнес-планирования:обосновываются источники капиталовложений проекта, используемые ресурсы и условия погашения заёмных капиталовложений (общие данные проекта).

3.  План маркетинга (основан на результатах маркетинговых исследований).

Задачи: формирование географических, товарных границ, цельность рынка, планирование объёмов продаж (на всех стадиях жизненного цикла товара).

Вышеуказанные данные формируются в матрице по соответствующим этапам с указанием принципов стратегии ценовой политики и абсолютными значениями планирования цен.

Продуктом маркетингового плана является цена, целевая группа, объем продаж.

Товарные границы включают: продукты, удовлетворяющие принципу технической и экономической взаимозаменяемостей

Географические границы:  могут быть сформированы по принципу административно-территориального деления и на основе анализа структуры поставок и зоны потенциального потребления.

          При формировании цены должны быть учтены:

·  Конкурентоспособность;

·  Цена потребителя;

·  Структура затрат.

4.  Экономический этап :планирование фонда оплаты труда, затрат по освоению ресурсов, других источников, включая производственную, цеховую смету и смету накладных расходов, общезаводские расходы; расчет амортизации, планирование себестоимости единицы продукции и обоснование цены с учётом плана ценовой политики.

Расчет элементов себестоимости производится как в статичном периоде, так и в динамике для ресурсоёмкости товаров при разработке бизнес плана на срок более чем 1 год.

5.  Обоснование структуры капиталовложения проекта:

Объём инвестиций направленный на строительство зданий и сооружений, организацию производства, оборот капиталовложений и оборудование.

Разрабатываются альтернативные варианты инвестирования при использовании различных методов оценки восстановительной стоимости объектов, оборудования при формировании альтернативных вариантов технологии процесса и различных требований государственных институциональных образований, в конкретном регионе организации производства, формирование ликвидационной стоимости капиталовложений с учётом проектных рисков.

5.  Финансовое обоснование проекта (на протяжении цикла БП).

а)  Бюджет, расходы и доходы проекта;

б)   План финансовых потоков (чистая текущая стоимость проекта и дисконтирование с учётом IRR);

в)  Финансовый план с указанием чистой текущей стоимости и остатка денежных средств на расчётном счёте (сальдо) для каждого периода цикла.

На этом этапе формируется план привлечения источников капиталовложений (трудовые ресурсы, кредит, кредитная линия, инвесторы, и т.д.).

г)  Финансовый профиль проекта (детализация финансового профиля, что позволяет достигать результатов и внедрения БП).

6.  Операционный анализ (точка безубыточности, структура постоянных и переменных затрат, расчет операционного рычага, фондоёмкости, фондовооруженности и фондоотдачи на этапах жизненного цикла проекта. Средний объём производства по периодам жизненного цикла, средняя заработная плата работника без принадлежности к группам, время окупаемости инвестиций, срок жизни проекта.)

Определение жизненного цикла

как фактор планирования деятельности предприятия

Местоположение организации на кривой её жизненного цикла зависит от ряда факторов:

1.  Определение стадии жизненного цикла товарной продукции.

2.  Анализ конкурентоспособности и привлекательности рынка.

3.  Финансовые и экономические факторы развития организации.

Похожие материалы

Информация о работе