Бизнес-планирование. Информационная база бизнес-планирования. Определение жизненного цикла как фактор планирования деятельности предприятия, страница 2

4.  Факторы операционной деятельности.

Такие показатели, как:

а)  Кадровая политика;

б)  Организационная структура;

в)  Логистика (складская, транспортная, общая система экономических отношений между контрагентами по созданию, производству и обращению товарной продукции) не является определяющими при обосновании стадии жизненного цикла организации, но выступают ключевыми факторами реализации функциональной стратегии на различных этапах ЖЦО.

Различают следующие подходы к анализу ЖЦО:

I.  Экспертный анализ: позволяет с недостаточной точностью определять местоположение организации на этапах роста, зрелости или спада.

II.  Анализ жизненного цикла на основе построения функций распределения плотности и динамики продаж (Самочкин В. Н.):

Рассмотрим жизненный цикл с использованием 4-х функций распределения плотности продаж: V1, V2, V3, V4.

На основе данного подхода автор построил жизненные циклы для различных видов промышленной продукции с использованием коэффициентов:

а – среднее квадратичное отклонение продаж;

в – плотность распределения поставок.

Изучил вероятность перехода от 1-ой стадии жизненного цикла к другой (интенсивность перехода для товаров с различной эластичностью спроса по цене), сформировал кривую (портфельно-продуктовой политики) и проанализировал возможности сокращения жизненных циклов при не стабильном спросе.

* Самочкин «Гибкое управление предприятием. Анализ и планирование» (М. – «Дело» - 1998)

Основой расчётов II-го подхода являются ретроспективные данные (периоды продаж и объёмы продаж прошлых периодов). При этом для построения графика ЖЦ использовались соответствующие значения (временные и объёмы продаж) у продуктов одной товарной группы, которые находились на различных этапах развития. Этот метод позволяет достаточно точно определить:

а)  Линию жизненного цикла конкретного вида товаров (товарная группа);

б)  Проанализировать интенсивность смены стадий ЖЦТ;

в)  Определить местоположение товара и стратегии продуктовой политики (при использовании «портфеля инвестиций» для конкретного отрезка времени);

г)  Оценить реальные факторы снижения ЖЦТ.

Недостатки подхода:

1.  Сложность вычислений;

2.  В исходных данных должны быть заданы временные промежутки роста, падения и стабильности продаж, что требует дополнительных исследований. Если компания работает на рынке длительный период, информационная база по определению ЖЦТ может быть сформирована по результатам продаж товаров – заменителей.

Для инновационных товаров при планировании стадий жизненного цикла может быть использована Модель планирования ёмкости рынка.

III.  Основан на анализе конкурентоспособности и структуры продаж в течении как min 2x периодов времени.

Информационная база:

1.  Структура товарной номенклатуры.

2.  Выручка от реализации в t1 и  t2.

Этапы (технология).

1.  Определение абсолютного отклонения

2.  Определение средней величины отклонения ВР:

, где

– средняя величина отклонения;

n – число элементов товарной номенклатуры.

3.  Определение среднеквадратичного отклонения:

   

В практике экономического анализа трактовка величины  затруднительна. Поэтому используется величина 

Для функции нормального распределения плотности продаж:

  - основание определения принадлежности товара к конкретной стадии жизненного цикла:

1.  Стадия роста: существуещее  место, if

2.  Стадия зрелости: ; ;

3.  Стадия спада:

Особенность данного метода:

·  Не анализирует местоположение товаров на стадии от 0 – t1 (предпроизводственная стадия);

·  Не создаёт картины принадлежности к конкретной стадии ЖЦО, а также о портфеле продуктовой политики, т.е. данный метод, применим для предприятия-производителя или поставщика одной продуктовой группы товаров (не изучается вопрос диверсификации производства);

·  Информационной основой анализа является динамика выручки от реализации, что не даёт возможности сопоставления выручки абсолютного отклонения с показателями финансовой и операционной деятельности, которые являются также определяющими при анализе ЖЦО.  В условиях применения данной технологии для комплексного анализа ЖЦО используется не абсолютная величина , а индекс отклонения, т.е. темп роста ВР.

IV.  Комплексная модель определения стадий ЖЦО: основана на применении операционных, маркетинговых, финансовых и инвестиционных факторов, комплекс которых обосновывается по следующим признакам:

1.  Тип производства и экономические показатели деятельности (1 или многопродуктовое производство, ресурсоёмкость, фондоёмкость операционный рынок деятельности).

2.  Маркетинговые стратегии инновационной политики или политика производства/реализации товаров освоенных на рынке.

3.  Тип организационной структуры и финансовая самостоятельность предприятия.

Имеется некоторая базовая модель определения стадий ЖЦО, основанная на  динамичном анализе следующих показателей:

·  Структура продаж;

·  Показатели инвестиционной привлекательности (рентабельность и оборачиваемость активов);

·  Финансовые показатели (рентабельность собственного капиталовложения, рентабельность продаж, платёжёспособность предприятия (нормативный подход, основанный на использовании коэффициента текущей ликвидности 0));