Экзаменационные билеты по учебной дисциплине "Педагогика" (Оценка учебно-познавательной деятельности школьников как условие успешности обучения. Контроль и оценка при формировании навыков устных вычислений. Контроль и оценка в процессе развития связной речи младших школьников), страница 7

Знания о времени расширяются и на других уроках – на естествознании  даётся понятие  суток – времени, за которое Земля поворачивается вокруг своей оси и года – времени, за которое земля делает поворот вокруг Солнца.  Дети составляют таблицу  времени, работают над преобразованием величин, изучают действия над величинами, даётся понятие о 24 – часовом счислении времени, с лентой времени, на которой отмечены столетия. На ленте  показываются точки, обозначающие моменты истории (Событий)

Дети должны усваивать сведения о том, что время может быть и грамматической категорией (прошлое , настоящее, будущее время глаголов), вспомнить всё  богатое наследие русского фольклора, имеющее отношение ко времени : «Минута час бережёт» и.тд.  Можно дать одарённым детям возможность произвести исследование, установив старинные меры времени, историю происхождения единиц измерения времени: исследовать и рассказать свом одноклассникам о различных видах часов, календарей, об их происхождении.

9.3Психолого-педагогические условия обучения родному языку одаренных детей (на примере изучения морфемного состава слова и элементов словообразования).  В  изучении морфемики и словообразовании существует ряд спорных вопросов:     в различных учебных комплектах ( Бунеевы, Поляковы, Рамзаева) место введения понятий данных разделов неодинаково, у Бунеевых понятие «Корень» вводится ещё в букварный период; само понятие «словообразование» ведётся в 3 классе у Поляковой. А вообще это понятие и способы словообразования в начальной школе не вводятся ( по Госстандарту). Выпускник начальной школы должен  к окончанию 4 класса уметь разбирать по составу слова не осложненной структурой изменять слова по падежам (словоизменение),  подбирать цепочку родственных слов, верно писать в них корень, приставки, безударную, окончание глаголов, прилагательных, и существительных – и всё это на практической основе. Собственно словообразование на теоретическом уровне и белее сложных упражнений не выполняются. Хотя для одарённых детей это будет по силом . поэтому следует дифференцировать  работу для групп детей с различной подготовкой. Для детей, находящихся на более высоком уровне  языкового развития следует для морфемного анализа  подбирать слова с более сложной структурой. Им можно дать информацию о способах словообразования и стимулировать к исследовательской работе по словообразованию.

Спорным является  и вопрос о порядке разбора слов по составу:

1 вариант разбора: 1) корень 2) окончание 3) суффикс и приставка

2 вариант разбора 1)окончание 2) основа , а в ней 3) корень  4) приставку и суффикс.

Думается, второй вариант объективный, обоснованный.

Одарённым детям можно предложить такие задания по описанным выше разделам:   1. -сопоставляющее   значений  слов в гнёздах родственных слов 2. -выявление постоянных значений придаваемых словом одними и теми же суффиксами. 3. -пользование словообразовательными словарями  4. -самостоятельное построение словообразовательных рядов  5. -  образовательных рядов новых слов и составление текстов с этими словами.

Учителю необходимо организовывать проблемные ситуации по словообразованию, что побуждает исследовательской работе одарённых детей


Билет№10

10.1. Закономерности и принципы обучения. Закон  социальной обусловленности  целей, содержания и методов обучения. Используя этот закон , надо полно и оптимально  перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.  Закон воспитывающего  и развивающего обучения. Он раскрывает соотношения владения значениями, способами деятельности и всестороннего развития личности. Закон  обусловленности обучения и воспитания характером деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между  пед.руководством и развитием собствен. Активности уч-ся, между способами организации обучения и его результатами.  Закон целостности и единства пед.процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, необходимо гармоничное развития  единства рационального, содерж, операционного и др. Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении. Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности. Закономерности обучения – выражение действия законов в конкретных условиях, это устойчивые связи между компонентами процесса обучения.

Принципы обучения.  Принцип развивающего и воспитывающего характера  обучения. Направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности уч-ся. Принцип  научности содержания и методов учебного процесса  отражает взаимосвязь с современным научным знанием и прктикой демократического устройства общества.  Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придаёт системный  характер учебной деятельности, теоретическими знаниями и практическими умениями учащегося.  Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности  уч-ся при руководящей роли учителя.  Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационально и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.  Принцип доступности обучения  Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил уч-ся. Принцип связи обучения с жизнью. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

10.2.Форма и пространство. Формирование представлений о геометрических фигурах.