Экзаменационные билеты по учебной дисциплине "Педагогика" (Оценка учебно-познавательной деятельности школьников как условие успешности обучения. Контроль и оценка при формировании навыков устных вычислений. Контроль и оценка в процессе развития связной речи младших школьников), страница 3

7.2.Обучение учащихся компонентам общего умения решать задачи.Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связь между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять действия. От того, на сколько хорошо усвоены детьми связи между данными и искомым, зависит их умение решать задачи. Учитывая это, в нач. классах ведётся работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данным и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач – задачи одного вида. Работа над задачами не должна сводиться к натаскиванию учащихся на решение задач сначала одного вида, затем другого и т.д.главная её цель – научить детей осознано устанавливать связи в различных, жизненных ситуациях между данным и искомым, предусматривая постепенное их усложнение. Чтобы этого добиться, учитель должен предусмотреть в методике обучения задач каждого вида следующие ступени:1. подготовительную работу к решению задач 2. ознакомление с решением  задач 3. закрепление умения решать задачи. На первой ступени должны быть мотивированно выбор действий. Для решения простых задач ученики усваивают знание следующих связей: 1. связи операций над множествами с арифметическими действиями, т.е. конкретный смысл арифметических действий. 2. Например операция объединения непересекающихся множеств связана с действием сложения. 3. связи отношений «больше» и «меньше» (на несколько единиц и в несколько раз) с арифметическими действиями. 4. связи между компонентами и результат арифметических действий, например, если известна сумма и одно слагаемое можно через вычитание найти второе слагаемое. 5. связи между данными величинами, находящимися в прямо или обратно  пропорциональной зависимости, и соответ.ариф.действ. например, если известны цена и кол-во, можно найти стоимость действием умножения. При ознакомлении с решением первых простых задач, дети должны усвоить понятия и термины, относящиеся  к самой задаче и её решению ( задача, условие, вопрос, ответ).   При решении составных задач дети должны устанавливать не одну связь, а систему связей; выстраивать их в определённом порядке. На подготовительной ступени важно знакомить детей с объектами и соответствующими ситуациями через наблюдение жизненных ситуаций.  На второй ступени обучения решению задач дети учатся устанавливать связи между данными и искомыми и на этой основе выбирать действия, т.е учатся переходить от конкретной ситуации к выбору действия. В результате такой работы уч-ся знакомятся со способами решения задач рассматриваемого вида. В методике работы на этой ступени выделяются следующие этапы: 1.ознакомление с содержанием задачи 2. поиск решения задаи 3. выполнение решения задачи 4. проверка решения задачи ….Ознакомление. Ознакомиться с задачей значит, прочитать её, представить жизненную ситуацию, отражённую в ней. Важно научить верно читать задачу: выделять голосом данные и слова, от которых зависит действие, вопрос выделять.  Поиск решения задачи….Уч-ся выделяют величины, данные и искомые, устанавливают действия на основе связи между данными и искомыми. Приёмы, помогающие в этом : 1) иллюстрации задачи: она бывает предметной (предметы и рисунки)и схематической (краткая запись). Краткая запись может быть в таблице, без неё, в форме чертежа. Рисунок:   Краткая запись:  Чертёж:  2) разбор задачи – специальные вопросы, помогающие навести детей на выбор действий: рассуждения бывают от числовых данных к вопросу, от вопроса к числовым данным… Решение задачи:  Выполняем выбранные действия, поясняем их (устно или письменно) записываем в форме действий, или выражения или уравнения.  Проверка решения задачи: 1. через составление и решение обратной задачи   2. становление соответствия между данными и полученным искомым 3. через решения задачи другим способом 4. через прикидку ответа (может ли 1 пара стоить больше, чем 4 таких же). При закреплении надо создать условия, чтобы каждый работал в меру своих сил. С помощью различных заданий может быть выявлен уровень сформированности умения решать задачи: это упражнения творческого характера решение задач повышенной сложности, задач с лишними и недостающими данными составление  и преобразование задач.