Экзаменационные билеты по учебной дисциплине "Педагогика" (Оценка учебно-познавательной деятельности школьников как условие успешности обучения. Контроль и оценка при формировании навыков устных вычислений. Контроль и оценка в процессе развития связной речи младших школьников), страница 4

7.3. Развитие литературно-художественного восприятия художественного произведения младшими школьниками. Литературное развитие проявляется в уровне читательского восприятия и в собственном литературном творчестве ребёнка и отражает его способность « мыслить словесно-художественными образами» Уровень восприятия ребёнком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы, постановки вопросов) с точки зрения способности ребёнка к образной конкретизации и обобщению. Под полноценным восприятием поднимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить  в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами,  последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведений, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения.  Для детей младшего школьного возраста характерны 4 уровня восприятия: 1.фрагментарный уровень- на этом уровне у детей отсутствует целостное (восприятие) представление о произведении, их внимание сосредоточенно на отдельных событиях, не могут установить связь между событиями. Непосредственная эмоциональная реакция может быть яркой и очень точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями произведения. Воображение развито слабо, воссоздание образа на основе прочитанного подменяется обращением к жизненным ситуациям. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа, не соответствуют мотивы, обстоятельства, последствия поступков героя, поэтому мнение о нём чаще всего неверное. Отвечая на вопросы, не обращаются к тексту, неохотно выполняют  задания, часто отказываются говорить. Худ.произведения воспринимаются или как описание случая,  имевшего место в жизни, они не различают изображение и изображаемое, не пытаются определить  авторскую позицию, не обобщают прочитанное. При постановке вопросов к произведению дети на этом уровне задают 1-2 вопроса к началу текста  или не справляются с заданием. 2. констатирующий уровень – читатели, относятся к этому уровню отличаются точкой, непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им ещё трудно: они не владеют соответствующей лексикой, не называют оттенков чувств; воображение развито слабо, воссоздание образа заменяется подробным перечислением отдельных деталей. Легко восстанавливают события, но не всегда могут связать их между собой. Мотивы героев могут определить, опираясь на житейское представление о причинах  поступков. Авторская позиция, худ.идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного заменяется пересказом содержания. Вопросы к произведениям дети могут составить, но все они носят воспроизводящий характер, не требуют размышлений,  не вскрывают проблемы. 3. уровень «Героя» - на этом уровне дети отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику (событий) эмоций с конкретными событиями,  описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе худ.деталей, причём читательский образ на основе   эмоционально окрашен. Дети  верно определяют мотивы поступков, дают оценки героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступки. При специально побуждающих вопросах учителя они могут определить авторскую позицию, хотя при самостоятельном чтении не обращают внимания на автора текста. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.  Есть группа учащихся у которых преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев, на установку причинно- следственных связей. Возможно и обобщающие вопросы, но  уровень общения связан с оценкой героя. Вопросы уровня героя нацеливают на осмысление, а не на воспроизведение текста, но об авторе ученик может и не вспомнить. 4.  уровень «Идеи» - дети на этом уровне способны эмоционально отреагировать на худ.форму, а не только на события. Они обладают разв.воображением  и воссозд.образ на основе худ.детадей. они любят перечитывать текст и размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Вопросы, задаваемые ребёнком, свидетельствуют о внимательном отношении к тексту, о стремлении понять авторское отношение к персонажам. Хотя формулировки ответов могут быть по –детски наивными, но ученик соотносит размышления о произведении с жизнью, определяют проблему, стоящую в произведении. При самостоятельном чтении и постановке вопроса дети способны увидеть основной конфликт , им  интересно отношение автора к персонажам, они обращают внимание на название, на отдельные худ.детали. фрагментарный уровень восприятия  нормален для 3-5 летних детей. Младшеклассники  в основном должны быть на констатирующем уровне в первые годы. К концу обучения в 4 классе уровень «Героя» должен быть у всех, констатирующий уровень- отставание, высокий уровень – уровень «Идеи»  необходимо развить воображение и литературно-художественное восприятие детей с тем, чтобы они достигали уровней «Героя» и «Идеи» через словесное рисование, через стилистический анализ текста, через стилистический эксперимент ( намеренное искание авторского текста для сравнения и выявления значимости авторского слова) через выявление системы образов. Таково воспитание настоящего читателя.


Билет № 8

8.1. Проблемное   обучение   как   средство   развития   творческих способностей младших школьников.

При  пробеленном обучении преподаватель  не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности. Процесс обучения уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.  Этапы проблемного обучения.