Проектирование уроков при изучении предметных и методических курсов как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя (на примере проектирования уроков математики), страница 5

В проекте урока полезно сделать образцовые записи, максимально входя в роль ученика. Язык математики – письменный язык. Форма математических записей, их расположение – это часть языка математики. Навязанные правила ведения записей в процессе изучения математики становятся причиной трудностей понимания, потери интереса к математике. Обсуждение с детьми вопросов записи изучаемого («Зачем мы пишем? Зачем пишем на уроке математики? …) – средство повышения качества математического образования. Такое обсуждение делает ребенка творцом своих записей, а язык школьной математики становится элементом языка его письменной речи. Отметим, что проблема записей как инструмента учения при обучении математике в начальной школе еще требует своего решения. Для средней школы она частично представлена в работах Г. В. Дорофеева[12].

10. Оформление проекта. Внешнее оформление проекта урока зависит от двух обстоятельств: внутренней зависимости содержания и формы и предполагаемого использования готового проекта в дальнейшем. При выборе способа оформления готового проекта необходимо руководствоваться очевидным утверждением: наиболее эффективно то оформление проекта, которое способствует достижению учебно-педагогической цели проектирования урока и назначению текста проекта. Форма представления проекта урока может определяться в совместном обсуждении студентов и преподавателя; студентом самостоятельно (например, в случае, когда одна из целей проектирования урока – учиться разрабатывать форму проекта урока в соответствии с целями проектирования и предполагаемого дальнейшего использования проекта).  

При оформлении проектов уроков для их сохранения и дальнейшего применения можно дать студентам несколько советов: «Поместите проекты уроков и фрагментов уроков в отдельной тетради или тетрадях, в специальных папках и файлах в электронном виде. Информацию об особенностях проекта напишите в оглавлении. (Тема проекта урока: «Общая структура урока математики (на примере урока введения алгоритма письменного деления)», «Урок учебной деятельности (при формировании компонентов общего умения решать задач: обучении построению рисунка как средству анализа содержания задачи)» и т.п.) Это сократит время поиска нужной информации и позволит использовать этот проект в дальнейшей учебной и учебно-педагогической деятельности. В бумажном варианте оставьте поля для пометок. По-разному оформляйте слова и действия учителя, слова и действия учащихся (например, ответы детей можно писать ниже слов учителя с отступом, можно выделить другим цветом, шрифтом). Выделите разделы проекта и этапы урока.»

11. Самоанализ процесса проектирования и проекта урока. Самоанализ – сложное психологическое действие. Умение проводить самоанализ процесса проектирования и проекта урока – очень важное профессиональное качество, которому нужно учиться. Отметим, что любой анализ определяется его целью. Цель самоанализа процесса проектирования и проекта урока – установить, что нового появилось в готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Самоанализ требует времени и сосредоточенности на собственном внутреннем состоянии. При этом оценки готового проекта урока и процесса проектирования могут не совпадать. 

Завершая разговор о проектировании урока заметим, что профессионально компетентный учитель – это мастер экспромта, а хороший экспромт – это результат долгой и тщательной подготовки. И если при изучении предметных и методических курсов будущий учитель приобретет опыт детального, целостного и профессионально грамотного проектирования уроков, а также опыт выполнения отдельных элементов проектирования, то это, несомненно, положительно скажется на становлении его профессиональной компетентности.   



[1] Царева, С. Е. Критерии и диагностика профессиональной готовности учителя к реализации инновационных педагогических идей [текст] / С. Е. Царева // Современный учитель: стандарты профессионализма: Сб. научно-методических статей. – Новосибирск: Изд.-во НИПКиПРО, 2000. – с. 29 – 32.

[2] «Компетенция  - способность применять знания,  умения и личностные качества для  успешной деятельности в определенной области» (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Высшего Профессионального Образования. (ФГОС ВПО) Проект. Утвержден 22 февраля 2007 года. – www//edu.ru  Стандарты  третьего поколения

[3] Якиманская, И. С. Требования к программам, ориентированным на личностное развитие учащихся /И. С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1994. - № 2. – С.  64 –68.

[4]Зинченко, В. П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов.. –  М.: Тривола, 1994. Глава 6: Гуманитаризация образования, науки, труда. С. 252 - 294. 

[5] «Сценарий – драматическое произведение с подробным описанием действий и реплик …» (Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С.И Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 1999. – С. 783.

[6] «Внутренним контролем» мы называем самоконтроль учащимися степени достижения целей изучения темы. Для каждого учащегося цель такого самоконтроля – выявить, что из изученного понято им, а что не понято, какими способами действий он владеет в совершенстве или уверенно, какими неуверенно. Предваряя внешний контроль со стороны учителя или иного проверяющего, внутренний контроль позволяет подготовиться к внешнему контролю и выработать стратегию поведения при внешнем контроле. 

[7] Витяев, Е. Е. Извлечение знаний из данных. Компьютерное познание. Модели когнитивных процессов: Монография / Е. Е. Витяев. – Новосибирск: Редакционно-издательский центр НГУ, 2006. – 293 с. С. 207

[8] См. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Учпедгиз, 1946.  Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М., 1974. Давыдов, В.В., Концепция учебной деятельности /В.В. Давыдов, А.К. Маркова // Вопросы психологии. – 1981. - № 6.  Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов – М., 1996. Репкин, В. В. О понятии учебной деятельности / В. В. Репкин // Вестник Харьк. ун.-та: Психология, № 132., 1976.. с. 3 – 10. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993. – 268с.; и др.

[9] См. подробнее: Царева, С. Е. Учебная деятельность и умение учиться /С. Е. Царева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 50 - 57

[10] Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганов. -  М., 1998.

[11] См., например: Царева, С.Е.Обучение математике и здоровье учащихся/ С.Е. Царева, М. Г. Волчек // Начальная школа, 2002. - № 11. с.15-21. Волчек, М.Г. Подготовка студентов педколледжа к проведению пробных уроков математики с позиций здоровьесбережения // Начальная школа, 2005. - № 7. с.11 – 18.

[12] Дорофеев, Г. В. О некоторых особенностях реального языка математики // Математика в школе. 1999. № 6.-   с. 41 – 43.