Проектирование уроков при изучении предметных и методических курсов как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя (на примере проектирования уроков математики), страница 2

Процесс учебного проектирования урока, в частности урока математики при изучении методико-математического курса, может состоять из следующих действий:

1. Определение учебных целей процесса проектирования и назначения готового  проекта;  разработка  критериев оценки достижения цели.  2. Определение темы и места урока в изучении математики  учащимися  начальной  школы. 3. Актуализация, изучение, уточнение собственных знаний математического и методологического содержания темы урока.  4. Изучение или моделирование состава класса и характеристик учащихся.  5. Логико-педагогический анализ представления математического содержания темы урока на страницах учебника, которым пользуются учащиеся.     6.  Формулирование целей урока  и проектирование критериев и способов диагностики степени достижения целей урока, способов фиксации достижений учащихся.  7. Уточнение содержания урока.  8. Планирование структуры урока,  заданий, оборудования, способов организации, действий и слов учителя и учащихся, написание сценария.  9. Выполнение образцов записей на доске и в тетрадях, подготовка электронных и мультимедийных  материалов, предусмотренных сценарием  урока. 10. Оформление проекта. 11. Самоанализ проекта и процесса проектирования.

Рассмотрим названные действия.

1. Определение учебных целей процесса проектирования и назначения готового  проекта;  разработка  критериев оценки достижения цели.   Учебные цели проектирования – это цели, достижение которых будет означать повышение уровня общей профессиональной и методической компетентности студента путем приобретения или развития соответствующих компетенций. По степени общности эти цели можно условно разделить на общие, частные и конкретные.

Примером общих целей создания проекта урока являются: «Овладение педагогической деятельностью обучения математике и воспитания младших школьников средствами математики и обучения математике»; «Формирование умения проектировать уроки математики в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения (гуманитаризации образования; коллективных способов обучения; индивидуализации обучения, и т.п.»; «Овладение процедурой проектирования урока математики» и др.

Примеры частных учебных целей: «Овладеть умением проектировать уроки по теме … для класса коррекции (общеобразовательного, гимназического, лицейского с углубленным изучением математики и т.п.) с такими характеристиками учащихся: …»; «Развивать умения организовывать коллективные способы деятельности при обучении математике»; «Овладеть умением создавать условия для проявления и развития математических способностей каждого учащегося (для формирования умственных действий, вычислительных навыков, для формирования и развития общего умения решать задачи, для формирования умения решать задачи определенного вида и т. д.).

Конкретными учебными целями студента при проектировании урока могут быть: «Учиться подбирать и включать в урок разноуровневые обучающие, развивающие, диагностические, проблемные, творческие, исследовательские, тренировочные и т.д. задания для обучения навыкам табличного (внетабличного) сложения и вычитания учащихся 1 (2, 3, 4) класса на уроке математики»; «Учиться формулировать цели урока математики»; «Учиться эффективно использовать на уроке математики классную доску (интерактивную доску, учебник, работу в тетрадях, реальные предметы и модели геометрических фигур)» и др.

Действия постановки целей всего процесса проектирования, как и целей проектируемого урока должны сопровождаться разработкой критериев достижения этих целей. Без них сформулированная цель, по сути, целью не является: «Цель нельзя достичь, не имея критериев ее достижения, иначе всегда можно считать, что она уже достигнута (поди проверь). … Мы ставим перед собой цель только тогда, когда определили некоторый критерий наличия и убедились, что этого наличия нет в данный момент. При таком определении цели сразу видно, что она бессмысленна без критериев наличия, так как без них мы не можем убедиться, что этого наличия нет уже сейчас … »[7]

Основным критерием  достижения учебных целей проектирования является качество проекта – возможная степень результативности урока, адекватности проектного содержания, методов, приемов и форм работы на уроке особенностям учащихся и поставленным целям. Готовность к объективному оцениванию качества проекта урока является  одной из профессиональных компетенций учителя: намечая содержание, способы и формы организации деятельности учащихся, учитель-мастер достаточно точно может прогнозировать его результативность. Однако, как бы ни был хорошо продуман проект урока, учитель  также должен быть готов к разумной импровизации, коррекции намеченного. Допущение импровизации, вариативности – необходимое качество проекта современного урока.

Помогает оценке проекта урока умение мысленно перевоплотиться  в учителя и конкретного учащегося, а для оценки собственного продвижения в овладении профессиональной деятельности – умение рефлексивно осмысливать в процессе проектирования свое состояние в роли учителя.  Для развития этих умений полезны деловые игры, обсуждения своих и чужих проектов уроков в группах. Полезно использование таблицы со столбцами: «Знаю, умею», «Хочу узнать, научиться», «Узнал, научился». Первые два столбца заполняются до начала проектирования, последний – в процессе рефлексивной оценки процесса и результата проектирования.

2. Определение темы и места урока в изучении математики учащимися начальной школы.

Тема и место проектируемого урока могут задаваться преподавателем или учителем, или определяться студентом самостоятельно и в групповой работе по заданной преподавателем учебной цели проекта или (и) педагогической цели урока, по другим характеристикам урока или проекта в целом. (Примеры тем уроков математики для проектирования: «Деление. Первый урок по теме», «Алгоритмы внетабличного умножения и деления: вводный урок (урок закрепления; урок обобщения, урок самоконтроля, урок внешнего контроля)»; «Задачи на движение. Третий урок по теме в 3 классе».)

3. Актуализация, изучение, уточнение собственных знаний математического и методологического содержания темы урока.

После определения темы необходимо актуализировать (вспомнить) и (или) изучить содержание предметного (при подготовке урока математики - математического) материала урока и более крупной темы или раздела, частью которых является тема урока. Актуализация и изучение должны обеспечить знание содержания планируемого к рассмотрению на уроке учебного материала, его смыслов, гуманитарных, культурологических и прикладных аспектов, особенностей языка отражения названного содержания в науке и процессе обучения.