Проектирование уроков при изучении предметных и методических курсов как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя (на примере проектирования уроков математики), страница 4

Цели «развивать мышление», «развивать математические (творческие, исследовательские и т.п.) способности», «воспитывать способность к сотрудничеству» и т.п. – это цели всего начального образования и методической системы обучения учебному предмету. Достижение названных целей означает, что за период обучения, в частности за урок, произошло положительное изменение в интеллектуальных, творческих и иных способностях, уровне воспитанности и т.п. О таких изменениях в ходе урока и при оценке проекта урока можно судить лишь косвенно: по характеру деятельности учащихся. В целом развивающий и воспитывающий  эффект обучения конкретному учебному предмету определяется на основе длительных наблюдений за учащимися, анализа их работ, результатов применения специальных диагностирующих психологических методик.

Независимо от того, написаны или не написаны развивающие и воспитательные цели в проекте урока, обучение на каждом уроке должно быть развивающим, воспитывающим и здоровьесберегающим. Показателем развивающего характера обучения в проекте урока является планирование напряженной результативной мыслительной работы учащихся, сопровождающейся положительными эмоциональными переживаниями (например, «точки удивления» (С. Ю. Курганов[10]), восхищение красотой образа или решения). Признак воспитывающего обучения в проектируемом уроке математики – это, в частности, представление математических понятий и способов действий так, чтобы дети смогли увидеть за ними человеческие отношения и поступки, стать в позицию положительного нравственного поступка, действия, эмоционального состояния. Критерий достижения целей здоровьесбережения в проекте урока – отсутствие в учебном материале и способах организации деятельности детей «здоровьеопасных мест»[11]. 

7. Уточнение содержания урока.  На основе предыдущих действий проектирования в результате данного действия точно определяется, какие понятия, способы действий, правила, утверждения  и с какой степенью глубины будут изучаться на уроке, в каком виде будут представляться.

8. Планирование структуры урока,  заданий, оборудования, способов организации, действий и слов учителя и учащихся, написание сценария. 

Некоторые из возможных вариантов структуры урока. 1. а) Актуализация знаний, необходимых для урока, б) постановка и обеспечение принятия учащимися учебных целей, в) введение нового, г) первичное закрепление нового, д) самоконтроль и самооценка степени достижения учебных целей, е) подведение итогов урока. 2. а) Выявление субъектного опыта учащихся, относящегося к математическому содержанию урока, б) постановка  и принятие учащимися учебных целей, в) диалоговое погружение в тему, в ходе которого – формулирование учащимися вопросов, ответы на которые можно получить при изучении темы, прогнозирование содержания темы,  г) подведение итогов. 3. а) Математическая разминка: упражнения, игры на закрепление вычислительных навыков, б) групповая работа по созданию «презентаций» приемов, помогающих находить разные способы решения задач, г) осознание достигнутых результатов и подведение итогов. 4. а) Устные упражнения: фронтальная работа по закреплению знания правила (свойства, алгоритма и т.п.) и применению правила (свойства, алгоритма и т.п.) б) работа в группах: выбор (из предложенных) и решение задач на применение правила (свойства, алгоритма и т.п.),  в) отчет групп – обоснование необходимости или возможности применения изученного правила (свойства, алгоритма и т.п.), представление способов применения  при решении выбранных задач, г) подведение итогов.

В идеале урок нужно планировать так, чтобы каждый ученик мог работать в полную силу своих интеллектуальных и физических сил, исключая как физическое, умственное переутомление, так и безделье.

После определения структуры урока составляем диалог «героев» – учителя и учащихся. В сценарии должны быть не общие указания типа: «Объяснить новый вычислительный прием», а конкретные слова педагога и возможные реплики учащихся. Речь учителя и учащихся нужно сопроводить описанием их действий для аудиовизуального, кинестетического, тактильного восприятия: показ и организация действий с материальными предметами, записи на доске и в тетрадях, презентации, компьютерные программы, возможности интерактивной доски и др. Успех урока полностью зависит от того, что и как говорит и делает педагог.

В проекте урока важно спланировать домашнюю работу. Она организуется заданиями, рекомендациями и требованиями учителя, данными на уроке. Объем домашнего задания по математике должен составлять не более половины объема работы, выполненной на уроке. (В первом классе домашних заданий задавать нельзя!) Полезны разноуровневые домашние задания, например задания, состоящие из трех частей. Первая часть – обязательные и посильные для всех задания  из учебника. Времени на их выполнение самым медлительным, имеющим трудности в обучении ученикам должно требоваться не более чем указано в нормативных документах для работы дома – от 15 до 30 минут. Вторая часть – это или другое, более сложное задание для уровня хорошего владения материалом, или продолжение, развертывание первого. На выполнение заданий первой и второй части домашней работы учащимся со средним уровнем подготовленности  также должно хватать нормативного времени. Третья часть домашнего задания для наиболее способных и подготовленных дополняет первые два таким образом, чтобы учащийся с высоким уровнем способностей и подготовленности мог выполнить ее (или обнаружить трудности выполнения и сформулировать вопросы учителю) за нормативное время.

9. Выполнение образцов записей на доске и в тетрадях, редактирование электронных и мультимедийных  материалов, предусмотренных сценарием  урока. Эта работа позволяет более точно смоделировать деятельность учащихся, избежать ошибок в содержании и объеме записей, скорректировать время и характер применения информационных технологий.  Чтобы студент мог сделать записи на уроках математики личным средством учения учащихся, а не их повинностью, необходимо предусмотреть обсуждение с детьми назначения записей, соответствия формы записи ее назначению, предоставление учащимся возможности участвовать в конструировании содержания и формы записей в соответствии с их назначением. Записи, выполненные в соответствии с целью работы и их ролью в ее достижении – эффективный инструмент любых видов интеллектуальной деятельности.