Практикум по информационной безопасности: Учебно-методическое пособие, страница 28

Кроме того, план должен содержать документы, которые могут быть использованы персоналом, не знакомым с конкретно восстанавливаемыми функциями. Эти документы должны включать следующие данные:

•  Схемы коммутации телефонов;

•  Процедуры для аварийного отключения питания;

•  Организационная структура Центра восстановления деятельности компании;

•  Требования к оборудованию и снабжению Центра восстановления;

•  Конфигурация Центра восстановления;

•  Список критически важных приложений;

•  Список восстанавливаемого оборудования;

•  Сводные данные по оценке рисков.

Разработка плана обеспечения непрерывности бизнеса, что нетрудно заметить даже из приведенного перечисления того, что должно в нем быть, длительный и ресурсоемкий процесс. Здесь необходимо не только заниматься вопросами, традиционно относящимися к сфере ИБ (оценка угроз, последствий для бизнеса и т.п.). Требуется проводить анализ бизнес-процессов компании с целью выявления критичных для ее деятельности и подлежащих восстановлению в первую очередь, определять необходимые для восстановления деятельности человеческие ресурсы и разрабатывать для них должностные инструкции на случай чрезвычайных ситуаций и многое другое.

К созданию плана можно подойти разными путями. Первый - использование собственных сил. Второй вариант - применение специального программного обеспечения, позволяющего в автоматизированном режиме, на основе шаблонов, создавать необходимые компоненты плана. Третий - привлечение внешних консультантов, имеющих опыт реализации проектов по разработке планов обеспечения непрерывности бизнеса. В реальной практике используются в комплексе все указанные возможности.

Располагая работоспособным, регулярно тестируемым и корректируемым (в зависимости от изменений внутренней и внешней обстановки) планом, компания получает ряд существенных преимуществ, среди которых основными являются:

•     Быстрое и эффективное восстановление бизнеса в чрезвычайных ситуациях;


•  Минимизация финансовых потерь;

•  Удовлетворение требований клиентов, акционеров, руководства, аудиторов и других заинтересованных лиц и структур;

•  Уменьшение стоимости страховых кон трактов.

План восстановления после аварии (Disaster Recovery Plan, DRP) является частью плана обеспечения непрерывности бизнеса. В нем представлены процедуры восстановления доступа к данным, аппаратному и программному обеспечению для возобновления бизнес операций после природных, техногенных или антропогенных катастроф и включает также планы для замещения возможных потерь ключевых специалистов бизнеса.

6.  Практические задания

6.1    Описание ситуации в компании МТК

Международная    Транспортная    Компания    (МТК)             транспортное    предприятие, действующее в России. МТК предоставляет транспортные услуги для перевозки пассажиров и грузов. Парк МТК составляет 1200 грузовых автомобилей и 350 автобусов. МТК - международное предприятие с головными офисами в городах: Санкт-Петербург, Екатеринбург и Сочи. Наряду с тремя головными офисами, во многих европейских городах работают еще 20 региональных офисов. В МТК работает 2,800 служащих, из которых большинство - водители (2,200). В региональных офисах продаж работает по 2-4 человека. Остальные 540 человек работают в одном из головных офисов, большинство в Санкт-Петербурге, потому что международный Совет Директоров находится в Санкт-Петербурге. Там работает 220 служащих, в Екатеринбурге- 180, в Сочи - 140.

МТК заключает долгосрочные транспортные контракты с компаниями, специализирующимися на перевозке пассажиров и грузов. Таким образом, около 80% загрузки компании на ближайшие два месяца известно заранее. На оставшиеся 20% приходятся либо срочные заказы этих компаний, работающих по долгосрочным контрактам, либо отдельные специфические заказы.