Организация строительства автомобильной дороги: Методические указания по выполнению курсовой работы. Часть 1. Общие положения, страница 5

Выбранное направление действия потока линейных работ должно обеспечивать не только скорейшее развертывание этих работ, но и наибольшее количество рабочего времени для выполнения сосредоточенных работ. Это можно проиллюстрировать на следующем примере.

При строительстве автомобильной дороги длиной 30 км сосредоточенные земляные работы расположены на 1, 9 и 26 км. Объемы этих работ соответственно равны 100,6; 89,0 и 40,4 тыс. м3. На рис. 4 показаны два возможных варианта направления потока.

а)                                                     б)

 

Рис. 4. Выбор направления потока

Очевидно, что с точки зрения быстрейшего развертывания потока линейных работ вариант (а) вполне приемлем. В то же время, исходя из обеспечения наибольшего суммарного времени для выполнения сосредоточенных работ, более предпочтительным следует считать вариант (б), хотя в этом случае в процессе устройства земляного полотна придется изменить направление потока.

Следует подчеркнуть, что выбор направления действия каждого отдельного специализированного потока, как и в целом комплексного потока по строительству автомобильной дороги, определяется комплексом обстоятельств, учет которых позволяет выбрать наиболее рациональное решение. Так, в частности, на выбор направления потока по устройству дорожной одежды оказывает влияние такие факторы как местоположение основных производственных предприятий (АБЗ, ЦБЗ, карьеры), наличие и состояние подъездных путей, которые должны способствовать удобству развертывания потока.

Одним из основных факторов, часто определяющих выбор направления потока, служит обеспечение благоприятных условий для доставки материалов и полуфабрикатов на строительство. Более экономичным и производительным является движение автомобилей вслед за направлением потока, так как в этом случае автомобили будут двигаться по уже устроенным слоям, как правило, обеспечивающим более высокие скорости движения (за исключением песчаного основания).

На рис. 5 приведен пример комплексного потока по строительству дорожной одежды автомобильной дороги. В данном примере выбор направления потока специализирующегося на строительстве слоев дорожной одежды продиктован размещением АБЗ и карьера щебня. Очевидно, что условия вывоза материалов при данной схеме будут наиболее благоприятными и экономичными, хотя и требуется изменение в процессе строительства направления действия комплексного потока.

Рис. 5. Комплексный поток по строительству дороги

9. ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЗАДЕЛОВ

При разработке общей схемы строительства автомобильной дороги необходимо предусмотреть такую организацию, при которой земляное полотно следует возводить с опережением последующих работ (заделом), величина которого должна обеспечивать непрерывное устройство дорожных оснований и покрытий.

При строительстве насыпей на слабых основаниях, использовании переувлажненных и заторфованных грунтов, а также при строительстве земляного полотна полностью в зимнее время до устройства асфальто- и цементобетонных покрытий должен быть предусмотрен перерыв для стабилизации земляного полотна.

Как правило, за год до устройства дорожных одежд усовершенствованного и капитального типа следует возводить насыпи высотой более 3 м при использовании пылеватых и тяжелых глинистых грунтов.

При строительстве автомобильной дороги в течение 2-х и более лет важное значение имеет организация производства отдельных работ в течение зимнего периода и подготовка достаточных сезонных заделов. Создание таких сезонных заделов обеспечивает более раннее начало работы отдельных предприятий (АБЗ) и организацию работы последующих подразделений на этих заделах с повышенной скоростью.

В приложении 1 приведен линейно-календарный график организации строительства автомобильной дороги продолжительностью 2 года.

10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ДЛИН ЗАХВАТОК И

ПЛАНИРОВАНИЕ СКОРОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

 Планирование сроков и скорости выполнения отдельных видов работ при строительстве автомобильной дороги осуществляют исходя из намеченной общей схемы организации строительства на основе предварительной увязки с климатическими  данными.

Планомерное развертывание строительно-монтажных работ осуществляют после выполнения комплекса подготовительных работ. Большую часть подготовительных работ следует планировать до начала строительства собственно автомобильной дороги. При строительстве в течение 2-х и более лет подготовительные работы планируют рассредоточенно по времени. Так, например, нет необходимости с самого начала строить все временные подъездные и объездные дороги. Аналогично подготовку соответствующей производственной базы (монтаж  АБЗ, ЦБЗ и т.п.) следует осуществлять «накануне» производства соответствующих работ, а не с первых дней строительства.

Основная задача планирования подготовительных работ –  обеспечить их своевременное окончание. Сроки расчистки дорожной полосы не следует ограничивать периодом производства подготовительных работ. При значительной протяженности дороги работу отряда по расчистке следует организовать поточно впереди потока по строительству земляного полотна.

Состав отряда по расчистке дорожной полосы, сроки и скорость производства работ рассчитывают исходя из объемов и характеристик работ на основании данных прил. 4, 5. Результаты расчета желательно представлять в табличной форме (табл. 8).

Таблица 8

№ участка

1

2

3

4

Объем работ по расчистке дорожной полосы

 от леса, га

Объем работ при расчистке дорожной полосы

от пней и кустарника, га

Трудозатраты специализированного отряда

на расчистку 1 га от леса

То же на расчистку одного га от пней

и кустарника

Затраты времени на выполнение работ по расчистке дорожной полосы от леса, смен

То же по расчистке дорожной полосы от пней

и кустарника, смен