Финансы как стоимостная категория. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве. Финансовая политика. Финансы некоммерческих организаций, страница 16

Задачи текущего контроля:

-  обеспечить соответствие в расходовании ресурсов степени выполнения показателей фин. планов;

-  предупредить нецелесообразное, хотя и предусмотренное планом использование фин. ресурсов.

Основные задачи последующего контроля:

-  вскрыть случаи нарушения фин. дисциплины, случаи искажения отчетности;

-  вскрыть случаи несоблюдения режима экономии;

-  оказание помощи в устранении недостатков;

-  показать резервы роста фин. ресурсов.

Для разных форм фин. контроля характерны особые методы осуществления контрольных действий:

§  универсальные (проверки, анализ, обследование);

§  специфические (ревизия – этот метод используется только при последующем фин. контроле; проверка, анализ, обследование могут применяться на любой стадии).

Главным методом является ревизия – проверка фин. показателей за отчетный период на основе тщательного изучения фин.-хоз. деятельности предприятий.

Ревизия м.б.:

по объектам: полная и частичная, тематическая и комплексная;

по назначению: плановая и внеплановая;

по степени охвата проверкой документов: сплошная (проверке подлежат все документы и материальные ценности за весь период), выборочная (контролю подвергается часть документов, а иногда и не за весь период);

по характеру изучаемых материалов: камеральная (документальная) (без выезда на место), фактическая (с выездом на место).

2. Государственный фин. контроль.

Государственный ФК м.б. общегосударственным и ведомственным.

Общегос. ФК в соответствии с Конституцией осуществляютвсеорганы гос. власти РФ и субъектов РФ (Федеральное Собрание, Правительство, Президент РФ, представительные органы – Дума, Совет субъекта федерации, Правительство или исполнительный комитет субъекта). Они осуществляют общегос. ФК в процессе рассмотрения и утверждения фин. планов и прогнозов, в т.ч. соответствующих бюджетов. Особое место в числе органов, осуществляющих ФК, имеют:

§  Счетная палата РФ;

§  Минфин;

§  ГНС;

§  органы налоговой полиции;

§  Гос. таможенный комитет;

§  Федеральная Служба по валютному и экспортному контролю;

§  контрольное управление аппарата Президента;

§  ЦБ;

§  Внешэкономбанк.

Особую роль играют Счетная палата и Минфин (имеет департамент) + его территориальные контрольно-ревизионные органы: контрольно-ревизионные управления Минфина в субъектах Федерации создаются набазе аппаратов главных контролеров-ревизоров в каждом субъекте. Основная задача – осуществление гос. фин. контроля на территории соответствующего субъекта РФ.

Управления наделяются рядом основных функций:

- осуществление последующего контроля за целевым своевременным, целевым и рац. использованием и сохранностью средств федеральногобюджета и гос. внебюджетныхфондов;

- проведение документальных ревизий, проверка фин.-хоз. деятельности организации любой формы собственности по постановлениям правоохранительных органов;

- проводят по обращениям органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправление ревизии и проверки поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и доходов от имущества;

- по поручению Минфина осуществляют контроль за качеством аудиторских проверок, кроме аудита банков;

- контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений фин.-хоз. деятельности проведенных организаций, а также контроль за возмещением ими причиненного ущерба.

3. Организация аудита.

Аудит – это институт независимого внешнего фин. контроля. Аудит является неотъемлемым элементом рын. экономики. Факторы, вызывающие к жизни аудит:

§  возможность появления необъективной информации о деятельности экон. субъекта ввиду несовпадения интересов составителей информации (администрации предприятий) и пользователей информации (акционеров);