Финансы как стоимостная категория. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве. Финансовая политика. Финансы некоммерческих организаций, страница 13

Составление плана и прогноза осуществляется в 2 этапа:

Ÿ  осуществляется расчет отдельно доходных и расходных показателей;

Ÿ  осуществляется сведение отдельных расчетов в единый плановый документ и балансирование в соответствии с в ресурсах.

2 этапа планирования:

Ÿ  составление;

Ÿ  рассмотрение и утверждение.

Планирование осуществляется на основе методологических принципов:

партийность: в разрабатываемых и утверждаемых планах и прогнозах отражаются все основные показатели, чтобы можно было выполнить предвыборную программу;

федерализм: заключается в сочетании централизованного управления,  централизованного гос. регулирования фин. потоков с предоставлением широких полномочий регионам местным органам власти и предприятиям;

единство: выражается во взаимосвязи, взаимозависимости фин. планов, в единстве методологии расчетов фин. показателей, единой исходной базы планирования.

Фин. планы разрабатываются по следующим направлениям

Ÿ  ведомственное: составление фин. планов ведется по отдельным министерствам и ведомствам;

Ÿ  отраслевое: фин. план составляется в отраслевом разрезе, т.к. надо знать, как каждая отрасль обеспечена фин. ресурсами и какие нужны пропорции в развитии н/х;

Ÿ  территориальное: обеспечивает увязку всех фин. ресурсов данной территории;

Ÿ  предметно-целевое: обозначает цель, на которую выделяются средства, строго целевое назначение использования средств;

Ÿ  программное: дополняет все предыдущие направления: позволяет в максимальной степени обеспечить концентрацию ресурсов на выполнение какой-либо задачи и предусматривает, кто будет отвечать за это обеспечение.

В процессе ФПП решаются следующие задачи:

Ÿ  реализуются основные задачи экон. развития;

Ÿ  определяются источники, объем централизованных и децентрализованных фин. ресурсов, необходимых для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства;

Ÿ  намечается распределение фин. ресурсов, фондов для достижения необходимых темпов развития и пропорций.

В процессе фин. планирования осуществляется контроль, регулирование и корректировка направлений деятельности страны, региона, отрасли, территории, предприятия, организации.

Методы фин. планирования:

Ÿ  балансовый:

w  обеспечивает возможность увязать доходы и расходы в целом по фин. плану;

w  обеспечивается возможность предусмотреть по каждому виду затрат (группам затрат)определяется источник финансирования;

w  обеспечивается согласованность, взаимоувязка всех показателей;

Ÿ  метод коэффициентов (экстраполяции): основа его – база прошлого года – корректируется на предполагаемые изменения в планах; переносит все недостатки прошлых лет на следующий год;

Ÿ  нормативный метод:  не переносит недостатки прошлых лет на следующий год, в отличие от метода коэффициентов; в основе планирования лежат нормативы, он научно обоснован;

Ÿ  метод математического моделирования: использует различные модели течения реальных экон. процессов;

Ÿ  метод резервов: требуемые народному хозяйству пропорции, сбалансированность фин. планов невозможно обеспечить без закладывания в фин. планы резервов. Потребность в закладывании резервов может возникать по объективным причинам (землетрясения, политическая обстановка) и субъективным причинам (ошибки в планировании). Чем выше уровень развития общества, тем выше потребность в резервах.

Фин. резервы:

Ÿ  общегосударственные: превышение доходов над расходами в бюджете (профицит), резервный фонд Федерального собрания, резервный фонд Президента, правительства, резервный фонд республик и административных национально-гос. образований в составе РФ, фонды непредвиденных расходов административно-территориальных образований, фонд резервных средств на корректировку расходов бюджета в связи с изменением цен, оборотная и кассовая наличность; резервы министерств и ведомств, резервы на уровне предприятия; страховые фонды, формируемые страховыми обществами;