Конфликты при решении экологических проблем, их причины, предотвращение и разрешение, страница 4

В развитии конфликт проходит ряд стадий. Каждая последующая стадия все в большей степени уводит от верной оценки исходного противоречия, усиливает неблагоприятное воздействие эмоциональных наслоений, возникающих в ходе столкновений, и усиливает негативное отношение к оппонентам.

Рассмотрим пример развития конфликта. В перспективном плане развития экологически неблагоприятного предприятия, разрабатываемом по требованию администрации региона, предполагается общее сокращение производства, перепрофилирование ряда цехов, общее сокращение рабочих мест, а также переквалификация, изменение характера деятельности ряда рабочих и специалистов, привлечение со стороны специалистов нового профиля и при этом сокращение ряда прежних работников. Руководство предприятия сообщает об этой перспективе коллективу, обращая внимание на ожидающих многих неприятности и скептически оценивая  саму необходимость подобных природоохранных мероприятий.

На первой стадии - стадии ожидания - люди испуганы неприятной для них информацией и ожидают дальнейших сведений, которые могут повлиять на судьбу каждого из них: какие правила будут положены при выборе кандидатов на сокращение или на переквалификацию, что ждет каждого из них. Определенности в этом нет, и это создает психологический дискомфорт, неуверенность в будущем.

Конфликтная ситуация переходит в стадию сознательного, но невыраженного разногласия.

Возникает потребность определить перспективы для себя. Каждый боится, что отсутствие получаемой им информации - это признак предстоящих неприятностей именно для него. У каждого возникают вопросы:

"Нужны ли эти перемены вообще?"

"Почему администрация не считается с интересами большинства работников?"

"По какому принципу будут подбираться кандидаты на переквалификацию или сокращение?"

"Не будет ли выбор в пользу "любимчиков" руководства предприятия ?"

Таким образом, определяется первый оппонент - руководство предприятия, не сообщающее жизненно необходимую информацию, которое, к тому же, возможно поддерживает  работников смежного цеха. Теперь и они начинают восприниматься, как соперники.

Итак, "враг" определен - это руководство и работники смежного цеха. Работники данного цеха начинают делиться друг с другом своими мыслями и опасениями. Начинается стадия открытого обсуждения. Люди делятся между собой мнениями, в результате чего окончательно формируется резко отрицательное отношение к "врагам". Сходные мысли, появившиеся у сослуживцев независимо теперь взаимно дополняются и усиливаются. Идет открытое обсуждение ситуации. Любые, казалось бы, вполне невинные действия потенциальных "врагов" порождают возмущение, недоброжелательные реплики, открытые ссоры. Накапливаются напряжение во взаимоотношениях, раздражение и неприязнь.

И в результате совершенно незначительное несовпадение мнений приводит к  стадии открытого конфликта. Именно действия людей во время этого инцидента нередко воспринимаются как причина конфликта.

По мере развития конфликта возрастает непримиримость сторон, их взгляд на возможность его разрешения. При этом в предельно неблагоприятной ситуации существует полный антагонизм, и стороны видят выход из конфликта только по принципу: "Победа или поражение!".

Более благоприятно положение, если стороны соглашаются принять любое решение вышестоящего руководства. Не самый надежный выход из положения, если существуют изоляция и безразличие, то есть нет активного противостояния, но нет и сотрудничества. Однако, любой толчок может вновь обострить конфликт.