Конфликты при решении экологических проблем, их причины, предотвращение и разрешение, страница 3

В этих условиях сама программа природоохранных мероприятий представляется неподготовленной и непродуманной и вызывает отрицательное отношение.

7.2.2.2.Система взаимоотношений с людьми

1)Существование разных стандартов.

Если у руководителей программы есть явные любимчики и люди, к которым они относятся недоброжелательно, если одни и те же действия разных работников или организаций порождают резко различные реакции руководства (серьезные санкции для одних и фактическая безнаказанность для других), то это условие резкого обострения взаимоотношений в коллективе. Даже если явных "любимчиков" и "недругов" нет, но существуют разные стандарты, то это порождает уверенность в необъективности руководства.

2)Грубость и нежелание считаться с зависимыми людьми.

Систематическое унижение достоинства людей, диктаторские замашки руководства всегда порождают внутреннее чувство протеста, желание как-то отплатить за унижение. Воспитание рабской психологии у зависимых людей избавляет вышестоящих руководителей от необходимости что-то доказывать и разъяснять, но при этом не приходится ожидать хорошего исполнения, а при ослаблении давления работа  резко ухудшается, более того, выполнение работы на прежнем уровне возможно только при непрерывно усилении нажима со стороны руководства. Подобная обстановка создает исключительно благоприятные условия для возникновения конфликтов.

3)Склонность руководства программы к закулисным переговорам и "тайной дипломатии".

Если решения принимаются "за спиной" у исполнителей, если смысл их большинству неизвестен, если они являются результатом "закулисных действий" небольших групп, то это создает напряжение в коллективе, опасения, что придется заниматься деятельностью, противоречащей интересам большинства. Все это нередко порождает конфликты.

7.2.2.3.Недостаточный учет психологических особенностей коллектива

1)Наличие обособленных групп.

Существование в коллективе обособленных и мало связанных между  собой групп, противопоставляющихся друг другу, не интересующихся другими группами, порождает напряженность, которая может привести к столкновениям из-за любой мелочи.

2)Психологическая несовместимость людей.

Ситуация, когда вместе приходится работать людям резко различающимся жизненными интересами, системами ценностей, характером, темпераментом.

3)Низкая общая организованность и культура людей.

При этом характерно неприятие чужих взглядов, враждебность к любой инициативе, исходящей от других, конфронтация, нежелание идти на переговоры и поиск взаимно приемлемых решений.

Круг этих предпосылок может быть значительно расширен. Задача любого руководителя составить для себя список вероятных предпосылок конфликта и периодически просматривать, чтобы оценить, какие именно предпосылки возникновения конфликта существуют, чем вызвано их появление и каким путем они могут быть сняты или как можно уменьшить их потенциальное деструктивное воздействие.

При последующем просмотре списка следует критически проанализировать, в какой мере удалось уменьшить их негативное воздействие.

Значительное внимание следует уделить конфликтноопасным людям, которые в силу определенных особенностей характера могут оказаться инициаторами конфликта. Это зачастую излишне самоуверенные или внутренне закомплексованные люди, бездельники, люди, для которых необъективное отношение к другим оказывается формой психологической самозащиты. Их надо определить в коллективе и найти соответствующие формы их воспитания, индивидуальной работы с ними.

7.3.Развитие конфликтов и формы их разрешения.