Качественный битум – гарантия повышения надежности дорожных одежд, страница 5

пересмотреть и методы испытаний. В рамках выполнения программы по со-^Лленствованию системы стандарти-Зсщии, в соответствии с мировыми тре­бованиями, в Казахстане разработаны национальные стандарты, гармонизи­рованные с европейскими стандартами.

Правда, ограничение сроков выпол­нения работ по гармонизации стандартов не позволили выполнить ряд научно-исследовательских работ по обоснованию отдельных изменений. Поэтому основой для гармонизации послужил большой объем испытаний битумов при реализации международ­ных проектов, когда одновременно с испытаниями по стандартам AASHTO и DIN выполнялись испытания по ГОСТ с ц§гтью сопоставления результатов. ./ В 2003-2005 годах было гармонизи­ровано 12 стандартов, касающихся биту­мов и методов их испытаний. Поданным испытаний российских битумов, ониха-

еризуются значительной неоднород-ью: колебания основных показателей в пределах марки даже для одного про­изводителя достигают 17% для темпера­туры размягчения, 30 % - для темпера­туры хрупкости. Поэтому предложение о необходимости сужения пределов пе­нетрации поддерживаем, а в случае принятия такого решения в Межгосудар­ственном стандарте готовы внести соот­ветствующие изменения в национальный стандарт.

Результаты многочисленных испы­таний битумов позволили повысить требования к низкотемпературным свойствам битумов, снизив на 3-4 °С требования к температуре хрупкости. В стандарт введены такие показатели <ак динамические и кинематические вязкости, растворимость, устойчи­вость к старению, оцениваемая не только по изменению температуры размягчения, но и по изменению массы после прогрева и пенетрации в печи под воздействием температуры и воздуха в соответствии с EN 12607.3 и

BS EN 12591-2000, одновременное воздействие прогрева и воздуха более реально отражает ус­ловия работы битума.

Одновременное включение старых и новых показателей с использованием прежних и новых методов испытаний обусловлено необходимостью учесть материальную базу дорожных лабораторий и стремлением накопить данные по показателям, гармонизиро­ванным с европейскими стандартами, в процессе практической деятельнос­ти. В технических требованиях количе­ственные показатели пока приняты со­ответствующими стандарту BS EN. Опыт испытания битумов (преимущественно российского производства) при осуще­ствлении международных проектов по реабилитации дорог показал, что эти битумы удовлетворяют новым требова­ниям. Одновременно с техническими условиями СТ РК1373-2005 разработа­ны гармонизированные с зарубежны­ми стандарты на методы испытаний, в т.ч. на определение вновь включенных показателей.

ТРИЗАДАЧИ

Необходимость разработки межгосу­дарственного стандарта, содержащего технические требования к битумам, оче­видна. И первой задачей является обо­снование перечня нормируемых показателей. Специалисты должны обсудить этот вопрос и принять реше­ние о необходимости включения:

-динамической и кинематической вязкостей, которые характеризуют поведение битума при приготовлении ас­фальтобетонной смеси, ее укладке и эксплуатации в покрытии и включены в европейские и американские стандарты;

-растяжимости при 25 °С .Опыт ис­пытаний указывает на то, что битумы, обладающие растяжимостью при 25 "С, превышающей требуемую, не всегда удовлетворяют требованиям при 0 "С, и попытка найти зависимость между значениями растяжимости при 25 °С и 0 °С для большого числа проб битума показала, что такой зависимости нет;

-обоснованных показателей устой­чивости к старению. Сегодня в проекте ГОСТ Р ~ изменение температуры размягчения, в стандарте EN - потеря массы и изменение пенетрации. Необходимо обсудить вопрос о темпе­ратурной хрупкости. Мы считаем более низкую температуру хрупкости преиму­ществом окисленных битумов перед остаточными. По температуре хрупко­сти предлагаем подбирать битум с уче­том условий эксплуатации. Но если в процессе старения у некоторых биту­мов происходит существенное изменение температуры хрупкости, применение, таких битумов лишает смысла использование ее в качестве критерия для учета климатических усло­вий. Необходимо выполнить определен­ный объем испытаний с целью установ­ления характера изменения температу­ры хрупкости в процессе старения и не­обходимости считаться с ним;

-     содержания парафина, поскольку имеется опыт производства битума из высокопарафинистых нефтей и интенсивного- шелушения асфальто­бетона на-основе этого битума;

-    сцепления с каменным материалом. На наш взгляд, достаточно наличие этого требования в стандартах на асфаль-тобетонныеиоргано-минеральныесмеси.

Третьей задачей является совер­шенствование методов испытаний. В этой части стандарты необходимо приблизить к международным, насколько это возможно, гармонизи­ровать с европейскими стандартами.

Говоря о требованиях и методах ис­пытания битумов и особенно полимер-битумных вяжущих, нельзя не остановиться на системе «Суперпейв», которая разработана так, что она применима к различным органическим вяжущим. Самое главное, что все требования привязаны к конкретным максимальным и минимальным температурам района эксплуатации, в то время, как требования наших стандартов к условным усредненным температурам часто существенно отличающимся от фактических расчет­ных температур. Необходимо изучить и использовать их не на уровне контроля качества, а в процессе исследований, обоснования преимуществ новых материалов, подбора битумов и составов асфальтобетона.

Решение этих задач требует ко­ординации усилий исследователей-дорожников и нефтепереработчиков, оно позволит улучшить качество битума в целом, даст возможность выбирать его с учетом климатичес­ких условий эксплуатации, повысить качество и долговечность асфальто­бетонных покрытий.

Список используемой литературы

1.  Журнал «Дороги России 21 века»

2.   Журнал «Дороги содружества»