Качественный битум – гарантия повышения надежности дорожных одежд, страница 2

Битумы первого типа содержат более 25% (по массе) асфальте­нов и менее 24% смол. Битумы второго типа содержат до 18% ас­фальтенов и более 36% смол. Би­тумы, занимающие по групповому химическому составу промежучное положение (среднее со­держание асфальтенов-21-23%, смол - 30_34%), так называемые битумы третьего типа, характери­зуются структурой, включающей элементы обеих вышеназванных структур, и обладают свойствами, необходимыми для применения в качестве вяжущего в дорожно-строительных матери-алах. Эти битумы, хотя и не имеют высоких показателей отдельных реологи­ческих свойств битумов первого и второго типов, новто же время не характеризуются и их ярко выра­женными недостатками.

Из приведенных в таблице данных видно, что|гю группово­му химическому составу иссле­дованные битумы относятся к третьему структурному типу золь-гель и могут быть исполь­зованы в качестве вяжущего в дорожной отрасли.

Индекс коллоидной устойчи­вости определяется следую­щим соотношением:

lcs= ароматика + смолы / ас-фальтены + насыщенные

Этот показатель используют для структурной характеристики битумов и называют также пока­зателем дисперсности битума (D). При большом содержании асфальтенов и насыщенных угле­водородов показатель дисперс­ности уменьшается, и асфальтены плохо диспергиру­ются, коллоидная система стано­вится более неустойчивой. Пока­зано, что битумы производства ПО «Нафтан» являются более ус­тойчивыми дисперсными систе­мами и менее склонны к процес­сам термоокислительного старе­ния, что обусловливает долговеч­ность такого композиционного материала как асфальтобетон.

Использование разрабо­танного метода определения компонентного состава биту­мов позволит количественно оценить дисперсную устойчи­вость битумов и обоснованно рекомендовать битумы, в за­висимости от их химического состава, для различных до­рожных технологий с учетом их коллоидной структуры и физико-химических свойств.

С этим тезисом согласен и выступаю­щий от имени нефтепереработчиков, зав отделом битумов ГУП ИНХП Юрий Ку-тьин, хотя с рядом других тезисов до­рожников он не согласен. Международ­ный стандарт, по его мнению, должен быть принципиально новым, хотя бы потому, что технологии переработки нефти не стоят на месте. Есть основная цель - повысить качество битумов, есть опыт и некоторые механизмы для реали­зации этой цели. А еще Юрий Анатолье­вич в лице заместителя Председателя ра­бочей группы АНН «Битумные материа­лы» изам ПредседателяТК138, был упол­номочен заявить, что нефтепереработ­чики готовы участвовать в работах по новому стандарту, продолжать разработки новых технологий производ­ства битумов для дорожной отрасли.

В выступлении зав кафедрой Харь­ковского университета Виктора Зо-ротарева, известного автора статей о дорожных материалах, было много аналитических сравнений. На Западе битум - высокодоходная продукция, поэтому в ней заняты специалисты высокого уровня, которых нам явно не хватает. И хотя тому же Харьковс­кому университету, имеющему славную историю, есть кем и чем гор­диться, молодых талантливых ученых в этой области немного. А они нуж­ны, в том числе для предстоящей работы над новым стандартом.

- В 2001 году в Украине появился национальный стандарт на битумы, ко­торый не хуже других, - уверен ученый, - главное в нем - показатели сцепления. Для улучшения этого показателя в битумах предстоит серь­езная работа, которая помимо энтузи­азма требует и солидных средств. Надо определиться и с другими важными

•опросами, в том числе организацион-ыми. Например, кто будет утверждать документ, какую силу он будет иметь? Еше важно, чтобы в оаботе над стан-

дартом принимали участие нефтяники.

Об особенностях белорусских стан­дартов на битумы подробно рассказал специалист Белдорцентра Николай Радьков. В частности, он отметил тен­денцию к широкому взаимодействию исследователей битума и подрядчиков с нефтепереработчиками. Благодаря этому дорожники имеют возможность заказать у заводчан именно те битумы, которые им нужны для конкретного дорожного объекта.

Белорусские ученые и специалисты накопили большой опыт эффекти­вного использования битумов и полимерно-битумных вяжущих в различных климатических условиях. Он будет максимально использован в работе над новым межгосударствен­ным стандартом.

Оживление в зале вызвало удивитель­но меткое высказывание руководителя известной фирмы Secmair Пьера Шамбара:

БИТУМ + ЩЕБЕНЬ = ЛЮБОВЬ?

На самом деле это далеко не так, но господин Шамбар и специалисты фирмы знают некоторые секреты, как можно добиться (ну, пусть нелюбви, а хотя бы согласия!) двух непримиримых участников процесса соединения в реальном дорожном производстве. Полное выступление руководителя фирмы мы опубликуем в ближайших номерах журнала, здесь упомянем лишь об одном «секрете».

- Битумные эмульсии, - по мнению Пьера Шамбара, - вызвали к жизни це­лый ряд новых технологий, в том числе направленных на борьбу с одной из главных бед - трещинообразованием. Специалисты фирмы добавили в эмульсии стекловолокно, подготовлен­ное определенным образом, и получи­ли дорожное покрытие стойкое к про-

цессу трещинообразования. Эта техно­логия прошла проверку в Канаде и может быть с успехом использована в странах СНГ.

Основная задача дня для дорожни­ков, по мнению руководителя фирмы, ис­пользование современных технологий, позволяющих сохранять лучшие качества битума на всей цепочке производства до­рожного покрытия и в различных клима-тическиХ'условиях. Об этих условиях и связанных с ними проблемах подробно говорил замдиректора Центра научного прогнозирования, информации и вычис­ления Азербайджана Бахарчинов Иса Гатам оглы

В республике 11 климатических зон, это затрудняет подбор оптималь­ных составов асфальтобетонов, тем более, что в исходном материале много парафинов. Специалисты Азербайджана работают над тем, чтобы исправить этот недостаток, по­высить качество битума. У них есть оп-ределенный опыт, и он будет использован в предстоящей совмес­тной работе над новым международ­ным стандартом стран Содружества.