Методические рекомендации по воспитанию правильного звукопроизношения у детей второй младшей группы

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

существует положение о том, что, хотя большинство детей третьего года жизни уже правильно выговаривают гласные и простые согласные звуки (м, п, б, ф и др.), на первых этапах необходимо уточнение и закрепление именно данных звуков. И для первой и для второй младшей группы  В.В. Гербовой, М.Ф. Фомичевой, А.И. Максаковым установлена последовательность работы, которая опирается на возрастную последовательность овладения ребенком звуками (в онтогенезе): гласные и, ы, у, э, о, а; затем губно – губные м, п, б; далее губно – зубные в, переднеязычные н, б, з, с, т; заднеязычные к, г, х; йотированные jе, jу, jа, jо.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

1.  подготовка артикуляционного аппарата;

2.  уточнение произношения изолированного звука;

3.  закрепление звука в слогах.

Звук и. Описание правильной артикуляции.

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены;

в) кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднят к твердому небу, задняя часть спинки опущена;

г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

1 этап работы       

     (проводится как часть занятия)

Тема: подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звука и.

     Цель: вырабатывать у детей умение ненапряженно улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы.

Предшествующая работа: детей уже познакомили с тем, что губы могут открывать и закрывать зубы, что они могут вытягиваться вперед трубочкой.

Подготовительная работа: продумать объяснение для тех детей, которые будут улыбаться напряженно или не обнажая зубы (эту игру следует провести перед рассказыванием сказки).

Игра Кто умеет улыбаться?

     Краткое описание

Дети сидят полукругом. Воспитатель говорит: “Когда мы радуемся, мы улыбаемся. Вот так (показывает, как надо улыбаться). Когда мы хорошо улыбаемся, мы показываем зубы. Улыбнитесь, дети”. Дети улыбаются, воспитатель следит, чтобы у всех были видны зубы, затем спрашивает: “Дети, вы хотите, чтобы к вам в гости пришел Петрушка? (“Да”.) Вы рады ему?” (“Рады”.).

Воспитатель показывает Петрушку и просит: “Улыбнитесь ему”. Дети улыбаются. Затем прячет Петрушку: “Дети, Петрушка спрятался, и вы спрячьте свои зубки, закройте их губами. А когда он снова покажется, опять улыбнитесь ему. Теперь спрячьте зубки, закройте их губами, сидите тихо и послушайте сказку”.

Методические указания: игра повторяется 3-4 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы дети улыбались естественно, без напряжения, показывая зубы (чтобы у воспитателя при показе получились хорошая улыбка, он про себя произносит звук и).

2 этап работы

     (проводится как часть занятия)

Тема: уточнение произношения звука и, развитие речевого дыхания.

Цель: добиваться длительного произношения звука и на одном выдохе.

Предшествующая работа: дети научились улыбаться, обнажая нижние и верхние зубы, что необходимо для правильного произношения звука и.

Подготовительная работа: продумать, какие указания давать детям, если они будут воспроизводить звук и неправильно; с каким видом работы можно сочетать на занятии эту игру.

Игра Лошадки

Краткое описание

Дети, изображая лошадок, стоят в конюшне (отгороженный стульями угол комнаты). Воспитатель говорит: “Наступило утро, все лошадки идут гулять”. Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу “лошадки, домой” дети произносят: “иии…” – и друг за другом быстро бегут в конюшню.

Методические рекомендации: во время игры воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили звук и длительно.

3 этап работы

    (проводится как целое занятие)

Тема: воспитание четкого произношения звука и в словах, развитие

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
67 Kb
Скачали:
0