Правоведение: Курс лекций. Часть 2 (Главы 12-19: Трудовое право - его общая характеристика. Ответственность за нарушение налогового законодательства)

Страницы работы

106 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Курс лекций

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРАВОВЕДЕНИЕ ВТОРАЯ ЧАСТЬ.......................... 3           15.2.3. Возраст, с которого наступает уголовная

ГЛАВА 12. ТРУДОВОЕ ПРАВО - ЕГО ОБЩАЯ           ответственность                                                                                  35

ХАРАКТЕРИСТИКА.................................................... 3           15.2.4. Система и виды наказаний................................................................................ 36

ГЛАВА 13. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА И                         15.2.5. Освобождение от уголовной

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ НАРУШЕНИЕ.                         ответственности                                                                                       38

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ...................... 7           15.2.6. Освобождение от уголовной

13.1. Понятие и значение дисциплины труда,........... ответственности по амнистии. Уголовно-правовое методы ее обеспечения............................................... 7     содержание акта амнистии             40

13.2. Правовое регулирование внутреннего                        ГЛАВА 16. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, трудового распорядка. Основные обязанности....... ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, работников и работодателя.................................... 8     БАНКОВ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА             41

13.3. Меры поощрения и порядок их применения. 9         16.1. Понятие финансового права и его место в

13.4. Дисциплинарная ответственность работника   системе российского права        41

.................................................................................................. 10           16.2. Источники финансового права..................................................................... 42

1 3.5. Материальная ответственность работника и          16.3. Финансово-правовые нормы. Общая

работодателя........................................................... 1 3     характеристика.............................................................................. 42

ГЛАВА 14. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ                          16.4. Понятие финансов и финансовой

ТРУДОВЫХ СПОРОВ............................................... 17     деятельности государства............................................................................... 44

14.1.  Понятие и виды трудовых споров............ 17           16.5. Характеристика финансовых

14.2.  Индивидуальные трудовые споры................. 1 8     правоотношений        45

14.2.1. Комиссия по трудовым спорам............. 18            16.6. Основные институты финансового права....47

14.2.1.1.  Образование и состав КТС................ 1 8            16.7. Государственные органы, осуществляющие

14.2.1.2.  Компетенция КТС................................. 19     финансовую деятельность              49

14.2.1.3.  Рассмотрение спора в КТС..................... 20           ГЛАВА 17. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ....................................................... 51

14.2.1.4.  Принятие решения КТС..................... 20           17.1. Понятие финансового контроля, его цели,

14.2.1.5.  Исполнение решений КТС................. 20     задачи и правовые основы              51

14.2.1.6.  Обжалование решений КТС в суд..... 21            17.2. Виды, формы и методы финансового контроля

14.2.2. Рассмотрение индивидуальных трудовых                       53

споров в судах...................................................... 21            17.3. Органы государственного финансового

14.3. Коллективные трудовые споры................ 21      контроля        56

14.3.1.  Понятие коллективного трудового спора,                 17.4. Счетная палата как орган финансового этапы его разрешения........................................... 21      контроля                58

14.3.2.  Примирительная комиссия........................ 22           17.5. Подготовка, рассмотрение и утверждение

14.3.3.  Посредник............................................. 22     отчета об исполнении бюджета           60

14.3.4.  Трудовой арбитраж............................... 23           ГЛАВА 18. НАЛОГИ. НАЛОГОВОЕ

14.3.5.  Государственные органы по.................. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ урегулированию коллективных трудовых споров.. 24     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                61

14.3.6.  Забастовка............................................ 24           1 8.1. Общие положения о налоговом

ГЛАВА 15. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.                          регулировании                                                                                    61

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ                18.2. Виды налогов                                                                                              63

ПРЕСТУПЛЕНИЙ..................................................... 26           18.3. Классификация налогов.............................................................................. 64

15.1. Преступление........................................... 26           1 8.4. Органы, осуществляющие контроль за

15.1.1.  Понятие и виды преступлений.............. 26     соблюдением налогового законодательства............................................. 65

15.1.2.  Оконченное и неоконченное преступление             1 8.5. Права и обязанности налоговых органов ...65                 28.......................................................... 1 8.5.1 Права налоговых органов                65

15.1.3.  Состав преступления................................ 29           1 8.5.2 Обязанности налоговых органов............................................................. 66

15.1.4.  Соучастие в преступлении.................... 30           1 8.6. Права и обязанности налогоплательщиков 66

15.1.5.  Обстоятельства, исключающие                            18.6.1. Права налогоплательщиков           66

преступность деяния................................................. 31            18.6.2 Обязанности налогоплательщиков............................................. 67

15.2.Уголовная ответственность....................... 32           18.7. Эволюция системы налогообложения малого

15.2.1.  Понятие уголовной ответственности..... 32     предпринимательства в России           67

15.2.2.  Основание уголовной ответственности ....34



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



1 8.8. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.............................................. 69

ГЛАВА 19. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА................. 73

19.1. Изменения в налоговом законодательстве. 73

1 9.2. Понятие и виды юридической ответственности за нарушения налогового законодательства........ 74

1 9.3. Принципы юридической ответственности за нарушения налогового законодательства............. 76

1 9.4. Состав и признаки налогового правонарушения...................................................... 78

19.4.1.  Объект налогового правонарушения.... 79

19.4.2.  Объективная сторона налогового правонарушения................................................... 79

19.4.3.  Субъект налогового правонарушения... 81

19.4.4.  Субъективная сторона налогового правонарушения................................................... 81

19.5. Меры ответственности за совершение налогового правонарушения................................. 83

19.5.1.  Налоговые санкции и их применение... 83

19.5.2.  Обстоятельства, смягчающие ответственность...................................................... 83

19.5.3.  Обстоятельства, отягчающие ответственность...................................................... 84

1 9.5.4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные КоАП РФ.................................. 85

19.5.5.  Привлечение к ответственности.......... 86

19.5.6.  Освобождение от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.... 87

19.6. Система и составы нарушений законодательства о налогах и сборах.................. 88

19.6.1.  Правонарушения против системы налогов                 88

19.6.2.  Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков................................................ 89

19.6.3.  Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика............ 89


19.6.4.  Правонарушения против исполнения доходной части бюджетов.................................... 90

19.6.5.  Правонарушения против контрольных функций налоговых органов.................................. 90

19.6.6.  Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления или представления бухгалтерской и налоговой отчетности................. 91

19.6.7.  Правонарушения против обязанности по уплате налогов...................................................... 91

19.7. Отдельные виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, предусмотренная НКРФ    92

19.7.1.  Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 1 16 НК РФ)........................ 92

19.7.2.  Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 1 1 7 НК РФ)........................ 92

19.7.3.  Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 11 8 НК РФ)                  93

19.7.4.  Непредставление налоговой декларации (ст. 1 19 НК РФ)..................................................... 93

19.7.5.  Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ)           93

19.7.6.  Неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ)...................................................... 94

19.7.7.  Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 1 25 НК РФ)................ 94

19.7.8.  Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)....................................... 94

19.7.9.  Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НКРФ)...................... 95

19.8. Уголовная ответственность за налоговые преступления........................................................... 95



ВТОРАЯ ЧАСТЬ


ПРАВОВЕДЕНИЕ

ПРАВОВЕДЕНИЕ ВТОРАЯ ЧАСТЬ


З

дравствуйте!   Учебная   дисциплина   «Правоведение», преподаваемая       в       Региональном       финансово-экономическом институте (РФЭИ), предназначена для изучения студентами всех специальностей нашего учебного заведения.  Вашему вниманию предлагается  вторая  часть данного курса.

ГЛАВА 12. ТРУДОВОЕ ПРАВО - ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Труд — это целенаправленная деятельность человека, который реализует свои физические и умственные способности для получения определенных материальных и духовных благ — продукта труда. Трудовое право регулирует отношения, возникающие в рамках организации труда.

Трудовое право является одной из важнейших, объемных и сложных отраслей права Российской Федерации, оно играет основную роль в регулировании трудовых отношений работников и работодателей (независимо от того, в какой организационно-правовой форме находится предприятие). В процессе своей деятельности с трудовым правом сталкиваются должностные лица администрации, работники юридических и кадровых служб, правоохранительные органы, менеджеры и т.п., то есть очень широкий круг лиц.

Трудовое право не регулирует отношения на садово-огородном участке, труд домохозяйки, труд студента по освоению знаний - все это называют общественно полезным трудом, не регулируемым нормами трудового права. Трудовое право регулирует отношения по труду в общественно-экономической организации труда, которая существует в данном обществе и включает отношение собственности средствам производства и к продуктам труда.

Таким образом, предмет трудового права - это трудовые отношения, складывающиеся в процессе общественно-экономической организации труда и иные, тесно примыкающие к ним отношения.

Целями трудового законодательства согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ) являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основные задачи трудового законодательства заключаются в обеспечении необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования сторон трудовых отношений, интересов государства, а также в правовом регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

•  организации труда и управлению трудом;

•  трудоустройству у данного работодателя;

•  профессиональной  подготовке,  переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;


•  социальному партнерству,  ведению коллективных переговоров,   заключению   коллективных  договоров   и соглашений;

•  участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

•  материальной   ответственности   работодателей   и работников в сфере труда;

•  надзору и контролю (втом числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая  законодательство  об охране труда)   и  иных нормативных    правовых    актов,    содержащих    нормы трудового права;

•  разрешению трудовых споров;

•  обязательному     социальному     страхованию      в случаях, предусмотренных федеральными законами. Трудовые   отношения   (ст.   15  ТК  РФ)  -  отношения,

которые основаны на:

•  соглашении между работником и работодателем о личном   выполнении   работником   за   плату   трудовой функции   (работы   по   должности   в   соответствии   со штатным   расписанием,   профессии,   специальности   с указанием        квалификации;        конкретного         вида поручаемой работнику работы),

•  подчинении    работника    правилам    внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий         труда,         предусмотренных        трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,      содержащими     нормы     трудового      права, коллективным  договором,   соглашениями,   локальными нормативными актами, трудовым договором. Трудовые  отношения  возникают между работником  и

работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

•  избрания на должность;

•  избрания  по  конкурсу на замещение  соответст вующей должности;

•  назначения на должность или утверждения в долж ности;

•  направления на работу уполномоченными в соот ветствии с федеральным законом органами в счет уста новленной квоты;

•  судебного решения о заключении трудового дого вора.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Работник— физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Вступать в трудовые отноше-




_


ВТОРАЯ ЧАСТЬ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



ния в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.

Работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Обратите внимание, что работодателями могут быть как организации (юридические лица), так и дееспособные граждане, например, при заключении трудового договора с водителем, няней, домашней работницей и т. п.

Для целей Трудового кодекса РФ работодателями - физическими лицами признаются (ст. 20 ТК РФ):

•  физические       лица,       зарегистрированные       в установленном   порядке   в   качестве   индивидуальных предпринимателей                  и                 осуществляющие предпринимательскую   деятельность   без   образования юридического    лица,    а    также    частные    нотариусы, адвокаты,  учредившие  адвокатские  кабинеты,   и  иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными  законами  подлежит  государственной регистрации   и   (или(  лицензированию,   вступившие   в трудовые     отношения      с     работниками      в     целях осуществления     указанной     деятельности     (далее работодатели    -    индивидуальные    предприниматели). Физические    лица,     осуществляющие    в    нарушение требований       федеральных       законов       указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования,  вступившие  в трудовые  отношения  с работниками в целях осуществления этой деятельности, не     освобождаются     от     исполнения     обязанностей, возложенных ТК РФ на работодателей - индивидуальных предпринимателей;

•  физические лица, вступающие в трудовые отноше ния с работниками в целях личного обслуживания и по мощи по ведению домашнего хозяйства (далее - рабо тодатели - физические лица, не являющиеся индивиду альными предпринимателями).

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном ТК РФ правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные


судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

В случаях, предусмотренных частями восьмой - десятой ст. 20 ТК РФ, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы.

По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Наряду с трудовыми отношениями трудовое право регулирует и иные, тесно связанные или производные от трудовых правоотношений. Это отношения подразделяют на 3 группы:

1)  отношения, предшествующие трудовым;

2)  отношения, сопутствующие трудовым;

3)  отношения, вытекающие из трудовых. Отношения,      предшествующие      трудовым,      —     это

отношения по обеспечению занятости, отношения по производственному ученичеству.

Отношения, сопутствующие трудовым, — это отношения по управлению трудом, отношения по охране труда и надзору (контролю) за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда.

Отношения, вытекающие из трудовых, — это процессуальные отношения с участием юридических органов (отношения по рассмотрению трудовых споров), отношения по взысканию алиментов.

Метод правового регулирования любой отрасли права характеризуется рядом основных признаков. Во-первых, порядком возникновения, изменения и прекращения правоотношений; во-вторых, юридическим положением участников правоотношений; в-третьих, характером установления прав и обязанностей, в-четвертых, средствами которые обеспечивают исполнение обязанностей.

Для всестороннего понимания метода трудового права целесообразно рассмотреть вышеназванные общие признаки применительно к трудовому праву.



ВТОРАЯ ЧАСТЬ


ПРАВОВЕДЕНИЕ



1)  Порядоквозникновенияизмененияипрекращения трудовых правоотношенийустанавливается двусторонним юридическим актом - трудовым договором (ст. 1 6 ТК РФ) или на основании других юридических актов, таких как акт избрания на выборную должность.

2)  Положение  участников  трудовых правоотношений характеризуется их равенством при заключении трудового договора. Фактически это означает,  что на рынке труда выступают     свободные     субъекты:     работодатель     (или уполномоченное     им     лицо),      владеющее     средствами производства,   и   работник,   владеющей   своей   рабочей силой   и   готовый   передать   этот   товар   во   временное пользование за определенное вознаграждение.

Только при взаимном добровольном волеизъявлении обеих сторон возможно возникновение правоотношений, юридическим основанием которых является трудовой договор.

3)  Способ установленияправиобязанностейсубъектов трудовыхотношенийсвязан     с     участием     трудовых коллективов    или    их    представителей    в    контроле    за соблюдением   трудового   законодательства   и   в   защите трудовых прав наемных работников, а также с сочетанием централизованного и локального регулирования трудовых отношений.

Централизованное регулированиетрудовыхотношений выражается в установлении государством общих правовых норм, распространяющихся на всех работников всех организаций. Государством издаются законодательные акты в области труда с целью защиты прав наемного работника, охраны его жизни и здоровья, установления минимальной оплаты труда и максимальной продолжительности рабочего времени и т.д.

Локальные нормативные акты - это прежде всего правила внутреннего трудового распорядка. В условиях рыночной экономики они являются основной формой регулирования трудовых отношений на предприятиях и в организациях. В локальных нормативных актах решаются вопросы времени труда и отдыха, заработной платы, внутреннего трудового распорядка, очередность отпусков и т.д.

4)    Для   обеспечениятрудовыхправработникови исполненияпрофессиональныхобязанностейтрудовое право     предусматривает     возможность     обращения     в комиссии   по  трудовым   спорам,   создание   профсоюзов. Ненадлежащее      исполнение      трудовых      обязанностей компенсируется методами дисциплинарной и материальной ответственности.

Таким образом, метод трудового права характеризуется договорными              правоотношениями;

равенством работника и работодателя; подчинением работника воле работодателя; участием трудовых коллективов в регулировании трудовых отношений; сочетанием           централизованного            и локального

регулирования; защитой трудовых прав граждан; применением мер материальной и дисциплинарной ответственности при соответствующих обстоятельствах. Поэтому в настоящее время основным методом трудового права можно назвать сочетание централизованного и договорного регулирования, которое носит комплексный характер в сочетании с участием трудовых коллективов в


регулировании трудовых и тесно связанных с ними отношениях.

Под принципами трудового права следует понимать руководящие идеи, положения, которые пронизывают собой все нормы и институты данной отрасли права и составляют сущность правового регулирования трудовых общественных отношений.

К числу основных принципов трудового права относятся:

1)       принципы      свободы      труда      и      запрещения принудительного труда, дополненные принципом свободы трудового договора;

2)  принцип, согласно которому право на труд основано на равенстве возможностей и обеспечении равного права на содействие в обеспечении занятости и трудоустройстве;

3)  принцип, предполагающий наличие права на охрану здоровья наемного работника путем создания работодате лем здоровых условий труда. Особая охрана труда пред полагается для женщин, молодежи, инвалидов и других со циально малозащищенных лиц.

4)  принцип, согласно которому гарантируется право на оплату труда в зависимости от личного вклада и без всякой дискриминации.

Кроме названных принципов закон устанавливает также принципы, согласно которым за работником признается право на коллективные и индивидуальные трудовые споры; право на отдых в виде ежегодного оплачиваемого отпуска с сохранением места работы и среднего заработка; право работников создавать профсоюзы, повышать профессиональную квалификацию.

Наряду с принципами, направленными на обеспечение каждого работника на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе и в судебном порядке, в трудовом законодательстве закрепляются принципы, вменяющие в обязанность работников четкое исполнение ими трудовых обязанностей, соблюдение трудовой дисциплины и бережное отношение к имуществу работодателя.

Источники трудового права - это результаты правотворческой деятельности органов государства и совместного нормотворчества работников и работодателей в сфере труда.

Основное место среди источников трудового права, равно как и любых иных отраслей, принадлежит Конституции РФ 1993г. В ней закреплены основные права, свободы и гарантии трудовых прав граждан. В частности, ст. 37 Конституции провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает принудительный труд, гарантирует минимальный размер оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Следующими по значимости источниками трудового права являются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

Важную роль в системе источников трудового права играет Трудовой кодекс РФ от ЗОЛ 2.2001г. № 197-ФЗ, (принятый Госдумой РФ 21 декабря 2001г.) (с последующими изменениями и дополнениями) и регламентирующий всю сферу трудовых отношений.

Кроме того, важную роль среди источников трудового права играют указы Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативно-правовые



ВТОРАЯ ЧАСТЬ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



акты, издаваемые органами субъектов Федерации; инструкции и разъяснения Федеральной службы по труду и занятости; генеральные, региональные, межотраслевые акты-соглашения; акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты. Последние принимаются работодателем в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами, коллективным договором и соглашениями. При этом принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, лишены только работодатели-физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателями. Это основной элемент локального правового регулирования. Стороны самостоятельно определяют конкретное содержание и структуру договора.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

•  военнослужащие при  исполнении  ими обязанно стей военной службы;

•  члены советов директоров (наблюдательных сове тов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

•  лица, работающие на основании договоров граж данско-правового характера;

•  другие лица, если это установлено федеральным законом.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федера-


ции, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права - в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права - в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Действующий ТК РФ запрещает принудительное использование труда - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

•  в целях поддержания трудовой дисциплины;

•  в   качестве  меры   ответственности   за  участие   в забастовке;

•  в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

•  в    качестве   меры    наказания    за    наличие   или выражение политических взглядов или идеологических убеждений,             противоположных             установленной политической, социальной или экономической системе;

•  в   качестве   меры   дискриминации   по   признакам расовой,  социальной,   национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

•  нарушением установленных сроков выплаты зара ботной платы или выплатой ее не в полном размере;

•  возникновением    непосредственной    угрозы    для жизни и здоровья работника вследствие нарушения тре бований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

ТК РФ особо подчеркивает, что принудительный труд не включает в себя:

•  работу, выполнение которой обусловлено законо дательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

•  работу, выполнение которой обусловлено введе нием чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными зако нами;

•  работу,   выполняемую   в   условиях  чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бед ствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпи демии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

•  работу, выполняемую вследствие вступившего в за конную силу приговора суда под надзором государст венных органов, ответственных за соблюдение законо дательства при исполнении судебных приговоров.



ВТОРАЯ ЧАСТЬ


ПРАВОВЕДЕНИЕ



Необходимо отметить, что поправки, внесенные в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, несколько изменили действовавший ранее подход к принудительному труду. Так, согласно новой редакции ч. 3 ст. 4, ТК РФ не считает больше принудительным трудом работу при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере. Теперь данное нарушение считается принудительным трудом, только если при указанных обстоятельствах работник вынужден продолжать работу вследствие угрозы применения к нему какого-либо наказания (насильственного воздействия). Если работник продолжает работать добровольно (не воспользуется своим правом на прекращение работы), его труд не будет считаться принудительным.

Кроме того, новое содержание части 3 указанной статьи позволяет работнику отказаться от выполнения работы, считая ее принудительным трудом, если возникает непосредственная угроза для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, в том числе необеспечения его средствами индивидуальной и коллективной защиты. В предыдущей редакции статьи указания на непосредственную угрозу не содержалось.

ГЛАВА 13. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА И

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ НАРУШЕНИЕ.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

13.1. Понятие и значение дисциплины труда, методы ее обеспечения

С одной стороны, дисциплина труда - это один из эффективнейших инструментов повышения производительности и качества труда, с другой - карательный инструмент в руках работодателя.

Специалисты в области управления персоналом считают, что в любом трудовом коллективе 5% работающих людей дисциплинированны от природы, еще 5% будут нарушать правила, нормы и условия труда при любых обстоятельствах, а поведение остальных 90% зависит от контроля со стороны руководителя. Осознав этот факт, руководители разных организаций, каждый по-своему, укрепляют трудовую дисциплину. Кто-то пытается при помощи дисциплинарных мер повысить эффективность работы, кто-то хочет улучшить управляемость, а кто-то наводит порядок в связи с подготовкой к очередной аттестации или лицензированию.

В свете изложенного вопросы привлечения работника к дисциплинарной ответственности представляются как нельзя актуальными. В этой связи обратимся к правовой регламентации возможности применения к работникам дисциплинарных взысканий.

Трудовая дисциплина является необходимой предпосылкой всякого организованного коллективного труда. Дисциплина труда представляет собой определенный порядок поведения работников (участников) совместного трудового процесса. И этот порядок закрепляется в правовых нормах. Поэтому под дисциплинойтруда как правовым институтом понимается совокупность правовых норм, направленных на обеспечение соблюдения


определенного порядка в процессе коллективного труда и правовых средств, обеспечивающих этот порядок.

Дисциплина труда обеспечивается созданием необходимых организационных и экономических условий для нормальной высокопроизводительной работы, а также поощрением за добросовестный труд.

По отношению к недобросовестным работникам применяются в необходимых случаях меры дисциплинарного и общественного воздействия.

Поскольку дисциплина труда проявляется в трудовом правоотношении, то ее соблюдение обеспечивается исполнением обязанностей двумя сторонами — работником и работодателем.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовым договором работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда (ст. 1 89 ТК).

В ст. 22 ТК РФ предусмотрены права работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, привлекать работников к дисциплинарной ответственности, а также перечислены обязанности работодателя по созданию условий для соблюдения работниками дисциплины труда.

В ст. 21 ТК РФ закреплены основные обязанности работника(подробно мы их рассмотрим в следующем разделе данной главы). Помимо обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и локальными правилами внутреннего трудового распорядка, которые распространяются на всех работников, обязанности определенного работника по своей специальности, квалификации или должности определяются Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Технические правила, должностные инструкции, положения о должностных лицах также конкретизируют обязанности работников.

Таким образом, дисциплинарные отношения можно делить на:

1)  организационные,     включающие    распределение прав    и    обязанностей,    ответственности    и   мер поощрения между участниками;

2)  поощрительные,        возникающие       в       случаях положительного  результата  активного  отношения работника к труду. Администрация в этом случае имеет право и обязана поощрить работника;

3)  воспитательные,        включающие       образование, убеждение    работника,     мотивирование    труда, формирование  личности   работника.   Воспитание является  правом  и  обязанностью администрации предприятия, учреждения, организации;

4)  охранительные, включающие права и обязанности администрации  применять к нарушителю порядка меры воздействия.

Дисциплинатрудаобеспечиваетсяметодамиубеждения, поощренияипринуждения.



ВТОРАЯ ЧАСТЬ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Методубеждениястимулирует субъекта права к полезной деятельности и тормозит нежелательные поступки.

Методпоощренияприменяется к работнику за добросовестный труд в виде материального и морального поощрения, предоставления социальных и жилищных льгот и преимуществ и т. д.

Методпринуждениязаключается в применении к работнику, нарушителю трудовой дисциплины, мер дисциплинарного воздействия.

Значение дисциплины труда исключительно велико для высокопроизводительного совместного труда, для порядка на производстве. Конкретно это выражается в том, что:

1)   дисциплина   труда   позволяет   каждому   работнику трудиться  с полной  отдачей.  Это благотворно  влияет на проявление инициативы в труде, когда работник уверен в том, что трудовая дисциплина будет соблюдаться не только им, но и всем трудовым коллективом;

2)       высокая       дисциплина       труда       обеспечивает высокопроизводительный      труд      не      только      каждого работника, но и всего трудового коллектива;

3)  дисциплина труда способствует работе без брака, повышению      качества       продукции,       услуг      данного производства;

4)    без   дисциплины   труда   невозможны   порядок   на производстве,      выполнение      всеми      работниками       и производственными     участками     возложенных     на     них работодателем, администрацией заданий.

Следовательно, дисциплина труда - обязательное для "всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

1 3.2. Правовое регулирование внутреннего трудового

распорядка. Основные обязанности работников и

работодателя

В общей форме обязанности работника и работодателя соблюдать (обеспечивать) дисциплину труда определены в Трудовом кодексе РФ (ст. 22 и 189). В правилах внутреннего трудового распорядка эти обязанности конкретизируются с учетом особенностей отрасли и отдельной организации, что в целом и составляет внутренний трудовой распорядок.

Внутренний трудовой распорядок — это правопорядок в сфере труда, действующий внутри конкретной организации, который закреплен в правилах внутреннего распорядка, утверждаемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

В ч. 4 ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка определяются как локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также другие вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.


Согласно ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Эти правила обычно являются приложением к коллективному договору.

Правила внутреннего трудового распорядка имеют целью укрепить трудовую дисциплину, направлены на рациональное использование каждым работником рабочего времени, на повышение производительности труда, устанавливают трудовой распорядок производства.

Правила внутреннего трудового распорядка вывешиваются в цехах, отделах на видном месте для всеобщего обозрения.

В некоторых отраслях экономики, где нарушение дисциплины может повлечь угрозу жизни и здоровью людей и другие тяжелые последствия, действуют уставы и положения о дисциплине (на железнодорожном, водном, воздушном, морском транспорте, в органах связи, атомной энергетике).

Уставы и положения о дисциплине не заменяют в вышеуказанных отраслях экономики правила внутреннего трудового распорядка. Правила распространяются на всех работников, за исключением тех, на которых распространяется устав в пределах регулируемых им отношений.

Обычно правила внутреннего трудового распорядка состоят из следующих разделов:

1.  Общие положения.

2.  Порядок приема и увольнения работников.

3.  Основные обязанности работников.

4.  Основные обязанности работодателя.

5.  Рабочее время и его использование.

6.  Поощрения за труд.

7.  Ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Главное   содержание    правил    в    каждой    конкретной

организации составляют определенные обязанности сторон трудового правоотношения.

Статья 21 ТК РФ предусматривает следующие основные обязанности работника:

•  добросовестно        исполнять        свои       трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

•  соблюдать      правила      внутреннего      трудового распорядка организации;

•  соблюдать трудовую дисциплину;

•  выполнять установленные нормы труда;

•  соблюдать    требования     по     охране    труда    и обеспечению безопасности труда;

•  бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

•  незамедлительно   сообщить   работодателю   либо непосредственному      руководителю      о      возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан:

•        соблюдать   трудовое    законодательство   и   иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права,        локальные        нормативные        акты,       условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;



ВТОРАЯ ЧАСТЬ


ПРАВОВЕДЕНИЕ


•  предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

•  обеспечивать    безопасность    и    условия    труда, соответствующие              государственным            нормативным требованиям охраны труда;

•  обеспечивать         работников        оборудованием, инструментами,    технической    документацией    и    иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

•  обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

•  выплачивать  в   полном  размере   причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

•  вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ;

•  предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного  договора,   соглашения   и   контроля   за   их выполнением;

•  знакомить работников под роспись с принимаемы ми  локальными   нормативными   актами,   непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

•  своевременно выполнять предписания федерально го органа исполнительной власти, уполномоченного на про ведение государственного надзора и контроля за соблюде нием трудового законодательства и иных нормативных пра вовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных  органов   исполнительной  власти,   осуществ ляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы,  наложенные за нарушения трудового законодательства и иных норматив ных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

•  рассматривать    представления    соответствующих профсоюзных    органов,    иных    избранных    работниками представителей    о    выявленных    нарушениях    трудового законодательства    и    иных    актов,    содержащих    нормы трудового    права,     принимать    меры     по    устранению выявленных   нарушений   и   сообщать   о   принятых   мерах указанным органам и представителям;

•  создавать    условия,     обеспечивающие    участие работников в управлении организацией в предусмотренных ТК  РФ,   иными  федеральными  законами   и  коллективным договором формах;

•  обеспечивать      бытовые      нужды      работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

•  осуществлять обязательное социальное страхова ние работников в порядке, установленном федеральными законами;

•  возмещать вред, причиненный работникам в связи с   исполнением   ими   трудовых   обязанностей,    а   также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые   установлены   ТК    РФ,   другими   федеральными законами    и    иными    нормативными    правовыми    актами Российской Федерации;

•  исполнять   иные   обязанности,    предусмотренные трудовым    законодательством    и    иными    нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,


коллективным     договором,     соглашениями,     локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

13.3. Меры поощрения и порядок их применения

Поддержание и укрепление трудовой дисциплины осуществляется с помощью не только метода убеждения, воспитания, но и метода морального и материального стимулирования.

Развитию моральных и материальных стимулов к труду призвана способствовать установленная российским законодательством система мер поощрения за успехи в труде. В правовом смысле под поощрением следует понимать публичное признание трудовых заслуг как отдельных работников, так и трудовых коллективов в форме установленных действующим законодательством мер поощрения, льгот и преимуществ. Действующее трудовое законодательство устанавливает два главных вида поощрений: за успехи в работе и за особые трудовые заслуги.

В соответствии со ст. 191 ТК РФ за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, положительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие поощрения:

1} объявление благодарности;

2)выдача премии;

3)  награждение ценным подарком;

4)  награждение почетной грамотой;

5) представление к званию лучшего по профессии.

В ст. 191 ТК РФ дается примерный перечень поощрений. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Как видно, все меры поощрения за успехи в работе делятся на две группы: на меры морального и материального характера. Перечисленные выше поощрения применяются работодателем.

По действующему законодательству допускается соединение нескольких мер поощрения. Например, работнику может быть объявлена благодарность с одновременным вручением ему денежной премии.

За особые трудовые заслуги работники представляются в вышестоящие органы к поощрению, к награждению орденами, медалями, почетными грамотами, нагрудными знаками и к присвоению почетных званий и звания лучшего работника по данной профессии. Установление государственных наград и почетных званий Российской Федерации отнесено к ведению федеральных органов государственной власти РФ. В соответствии со ст. 89 Конституции РФ правом награждать государственными наградами РФ и присваивать почетные звания РФ наделен Президент России.

Одной из форм поощрения за особые трудовые заслуги является награждение почетными грамотами органов власти и управления Российской Федерации и ее субъектов.



ВТОРАЯ ЧАСТЬ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Все перечисленные меры поощрения носят правовой характер, поскольку они установлены и санкционированы органами власти.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Правоведение
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
3 Mb
Скачали:
0