Изучение возможностей влияния коллективного труда на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, страница 3

Конфликтов, нарушений дисциплины практически не наблюдалось, во многом сказывалась регулирующая роль детей-лидеров.

  Когда  подгруппы формировались без ярко выраженного лидера,      мы давали установку, что в общей работе следует  учитывать желание друг друга, не допуская грубости, справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей,  Это    ставило  каждого ребенка в ситуацию, когда надо   самим договориться,  кто что будет делать,  уступать, предъявлять претензии, выходить из трудных ситуаций. 

Мы поняли, что воспитателю следует включаться только в том случае, когда он не уверен в том, что дети доведут дело до конца.  

Мы старались включать  так же приемы работы, которые настраивали детей на дружеский лад, стимулировали положительные проявления межличностных отношений.

При нацеливании  детей на труд,  мы неоднократно проводили в 1 части  пальчиковую игру «Дружба, (уметь проводить)

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,                                                             

Мы        с тобой подружим маленькие   пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять -мы  закончили  считать.

Раз, два, три, четыре, пять  - будем мыть и убирать».

В процесс обсуждения результатов коллективного труда включали проведение   игры «Комплимент», упражнение «Теплое отношение».   Дети с удовольствием включались в эти игры, хотя сначала некоторые затруднялись в формулировке комплиментов, повторяли фразы за другими детьми. Это можно объяснить тем, что у детей есть проблемы речевого развития,  

Постепенно у детей все лучше и лучше получалось анализировать работу своих товарищей.  

Проводилась и работа с родителями:         консультация    и  внесение материала в уголок для родителей .  

Родители серьезно отнеслись к изучению внесенных материалов, задавали вопросы, спрашивали о конкретных трудовых заданиях, которые можно давать ребенку дома. Особенно активны в этом были  родители детей, у которых трудовые навыки еще недостаточно сформированы.

Для проверки эффективности проделанной работы нами был проведён   контрольный эксперимент  с использованием тех же  методов диагностики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Изменения произошли в использовании социометрической игры «Секрет» - была  использована модификация Репиной.  Если в констатирующем эксперименте детям предлагалось по-секрету дарить игрушки, то в контрольном эксперименте детям предлагалось дарить друг другу картинки.  

При  сравнении диаграмм констатирующего и контрольного экспериментов      можно видеть, что в межличностных отношениях детей  произошли изменения:

   Выборы детей распределились более равномерно. В группе не стало ярко выраженных лидеров. Изолируемых детей по-прежнему нет. Дети  распределились на 2 категории: принятых и оттеснённых. Это можно объяснить тем, что включаясь в трудовой процесс, ребенок   меняет свое представление об окружающих, о себе.     Под  влиянием  успехов  в   трудовой деятельности  меняется  самооценка и оценка других детей,   что в свою очередь меняет авторитет ребенка  в   группе.  
 

Наблюдения за детьми в конце опытно-экспериментальной работы показали, что межличностные отношения в процессе коллективного труда стали более высокого уровня.   

Сравнительный анализ представлен на  данном графике  

Здесь видно, что высокий уровень межличностных отношений стал у 8 детей (54%) -    по сравнению  с началом  -4 детей; 26 % . Средний уровень - у 5 детей (34%) по сравнению с 1 ребенком (6%); низкий  уровень остался только у 2 детей (12%).

Можно отметить, что значительная положительная динамика произошла у 3 детей -   от низкого уровня к высокому;

У 5 детей  отмечен переход от среднего уровня к высокому, а у 1 ребенка –от среднего уровня к высокому. 

Низкий  уровень остался только у 2 детей– Димы и Саши.

Подводя итоги работы, мы можем сказать, что дети стали активнее,  инициативнее и более чувствительны  друг к другу. Стало меньше конфликтов, тон в общении стал более ровным как в процессе совместной трудовой деятельности, так и на занятиях,    в игре, в повседневной жизни.

Гипотеза   подтвердилась: коллективный труд старших дошкольников   может влиять на   формирование межличностных отношений при условии, что:

-у детей есть необходимые трудовые умения, 

-воспитатель в процессе руководства трудом   предусматривает специальные приемы, регулирующие взаимоотношения детей.

Таким образом, можно сказать, что объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий в ходе коллективного труда позволяет сформировать у них   способы        сотрудничества,    а   так же формировать позитивные     межличностные  отношения.