Изучение возможностей влияния коллективного труда на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Страницы работы

Содержание работы

 
ВЫСТУПЛЕНИЕ
 Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние коллективного труда на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста».

Данная тема является актуальной, так как  старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.   

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе, влияют на его      поведение, эмоциональное благополучие. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте.   ие.

Совместная деятельность   - это наиболее реальная ситуация, в условиях которой главным образом и осуществляется межличностное  взаимодействие.     

             Цель нашей работы  - рассмотреть возможности  влияния коллективного труда на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. 
          Были     намечены  следующие задачи : 
- изучить психолого-педагогическую литературу по   проблеме исследования  
- выявить особенности межличностных  взаимоотношений и взаимодействий в коллективном труде;  
- выявить и апробировать методы формирования межличностных взаимоотношений через коллективный труд; 
- выяснить воспитательное воздействие коллективной трудовой деятельности на взаимоотношения детей  старшего дошкольного возраста.
Объект исследования  - межличностные отношения в коллективе старших дошкольников
  Предмет   исследования   –   коллективный   труд    как    средство формирования межличностных отношений.

Гипотезой нашего исследования предполагается, что коллективный труд старших дошкольников будет влиять на   формирование межличностных отношений при условии, что:

-у детей есть необходимые трудовые умения, полученные в результате трудового обучения,

-воспитатель в процессе руководства трудом будет предусматривать специальные приемы, регулирующие взаимоотношения детей.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы увидели,   что существуют разные точки зрения на возможности формирования межличностных отношений  у дошкольников.   Так,    Жан Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками.  В отличие от него   Александра Платоновна Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагоги доказали, что первое детское общество образуется в детском саду. Работы Майи Ивановны Лисиной, Антонины Григорьевны Рузской раскрывают этапы формирования межличностных отношений, характеризуют формы общения дошкольников.  

Изучению влияния совместной деятельности дошкольников    на их взаимоотношения посвятили свои работы  Александр Владимирович Запорожец, Яков Львович  Коломинский,    Татьяна Александровна Репина,   и другие. 

Взаимоотношения   между детьми формируются и проявляются в  разных видах деятельности, в том числе  трудовой  .

      Вопросы  воспитания дошкольников в труде рассматривали такие ученые как: Вера Иосифовна Логинова,  Валентина Григорьевна Нечаева, Роза Семеновна Буре, Мария Вадимовна Крулехт и др. В  них было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста имеют большие потенциальные возможности для освоения различных доступных видов труда, организованных в разных формах, в том числе  и коллективных.  
       Дети  способны:
- планировать свою работу и работу товарищей,
- трудиться в коллективе согласованно и дружно,
- оказывать помощь друг другу
- общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для  самого ребенка, но и для  всей группы.  
 -доброжелательно оценивать качество работы сверстников,
- в корректной форме делать замечания и давать советы. 
 

Коллективный труд потому и называется коллективным, что он способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

 Опытно-экспериментальная  работа проходила в ГДОУ № 13  Приморского района, осуществляющего коррекцию речевого развития детей. В эксперименте приняли участие 15 детей  (13 мальчиков и 2 девочки) старшей логопедической группы с диагнозом Общее Недоразвитие Речи. 
  Группа работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду». 

В констатирующем эксперимента была поставлена цель: выявить сложившиеся межличностные отношения у детей  группы и  их проявление   в  коллективных формах труда.

Для этого мы использовали следующие методы диагностики 1.социометрический метод  Я.А.Коломинского  - игру «Секрет»

2.Индивидуальные        беседы        с        детьми 4.Наблюдение за детьми в процессе  коллективного труда  

5.  Анкетирование родителей.

Похожие материалы

Информация о работе