Изучение возможностей влияния коллективного труда на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, страница 2

При  анализе данных социометрии  были получены следующие результаты:

2 ребёнка (13%)   получили     статус “Звезды”,     

“Предпочитаемые” члены группы    -- 4 ребёнка (2%) .

В качестве “Оттесненных ) было выявлено   9 человек. (60%).

“Отверженных”  детей, (не получившие ни одного выбора)  в группе не оказалось.

Таким образом, отношения детей в группе достаточно благополучные. Хотя в процессе пребывания  детей  в детском саду, можно наблюдать разные взаимоотношения, в т.ч. и конфликты.

Наблюдение за детьми в процессе коллективного труда помогло выявить  уровень взаимоотношений детей в данном виде деятельности. В качестве критериев мы определили следующие: отсутствие конфликтов, умение договариваться, оказывать взаимопомощь. Результаты представлены в   диаграмме 2   - видно, что

- Высокий уровень взаимоотношений  был отмечен у  4 детей,  что составило (26%)                                                                                                                                             

-Средний уровень определили у 1 ребенка   - 6%.

-Низкий уровень был определен    у 10 детей  (68 %).

При  сопоставлении  результатов двух описанных экспериментов (социометрия и наблюдение  в процессе коллективного труда)    можно увидеть, что дети с высоким уровнем сформированных  взаимоотношений -   относятся либо к разряду «звезд», либо к разряду  «предпочитаемых».  Это  еще раз доказывает, какое влияние на статус ребенка в группе имеет его стиль взаимоотношений с детьми.

Так же в рамках констатирующего эксперимента мы  провели диагностику уровеня сформированности трудовых умений.

       В качестве показателей мы использовали следующие: правильное использование оборудования, владение инструментами,  точность выполнения действий, их качество, темп работы

Были получены результаты

- 3 ребёнка (20%) – с высоким   уровнем  трудовых умений

- 8 детей (54%) - со средним уровнем.

- 4 ребёнка  (26%) – с низким уровнем 

Небольшое количество детей с высоким уровнем трудовых умений можно объяснить тем, что дети имеют нарушения речевого развития, а это сопровождается  и недостаточной координацией движений, что сказывается и  на освоении  трудовых действий.

Была выявлена закономерность: у детей с высоким уровнем   трудовых умений   определен и достаточно высокий уровень межличностных отношений, а у двух  мальчиков - статус «звезд»

Все  четверо детей с   низким уровнем трудовых умений   имеют и  низкий уровень взимоотношений и   по статусу попали в разряд «оттесненных».

Возможно, что   трудовые  умения     детей в  определенной  степени влияют на их  статус среди детей группы.

 Анализ анкет родителей показал, что родители объективно  оценивают трудовые умения своих детей и то, какие отношения у них складываются со сверстниками.  Однако родители   4  детей  считают,  что рано в этом возрасте  приучать детей к труду и дома стараются оградить детей от трудовых дел. А  результаты диагностики показали, что именно у этих детей низкий уровень освоения трудовых умений и   есть проблемы в  отношениях с детьми.
 

На основе   данных констатирующего эксперимента была определена цель   формирующего  этапа работы:     путем специально организованной совместной трудовой  деятельности положительным образом повлиять  на  характер межличностных отношений детей. Были сформулированы задачи,  для решения  которых мы  спланировали  следующую  работу:

1. Регулярно  (еженедельно) организовывать коллективный труд детей (всей группы или в подгруппе), меняя состав детей в подгруппах.

2. Начать создавать картотеку  пословиц и поговорок о труде, дружбе, взаимовыручке.

3. Провести консультации для родителей; внести необходимый материал    в «Уголок для родителей».

При организации коллективного труда детям предлагались различные задания хозяйственно-бытового труда, труда в природе.. Мы заранее продумывали, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное.

Мы разъясняли, как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предоставляли возможность детям  предлагать свои варианты.  Включали  обсуждение пословиц и поговорок о  труде,  взаимопомощи в  труде. 

Мы тщательно продумывали подбор детей в подгруппах, учитывая два основных варианта:

- наличие лидера  в  каждой подгруппе;

- состав подгруппы без ярко выраженного лидера, что должно стимулировать  каждого ребенка к проявлению активной позиции.

Мы видели, что в подгруппах с лидерами, что дети во время трудачасто обращаются к  ним, не просто за советом, а за их поддержкой, одобрением.