Педагогика как наука. Функции педагогической науки. Задачи педагогической науки

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Объект — это область действительности, которую исследует данная наука.

Предмет - способ видения объекта с позиций этой науки.

В разные времена  объект педагогики  рассматривался так:

·  ребенок

·  А. С. Макаренко в 1922 г.  писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)».  

·  система педагогических явлений, связанных с развитием и образованием  человека.

Предмет педагогики -   образование как  целостный  педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных учреждениях).

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Исходя из этого, можно дать  еще одно определение педагогики как науки.

Педагогика -  наука, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития    образования человека.

Как самостоятельная наука  педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

Функции педагогической науки.

Выделяют 2 группы функций: Теоретическая   и Технологическая .

1.Теоретическая функция

1-1.  Объяснительная (описательная) функция состоит в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему так или иначе протекают процессы воспитания.

Идет исследование новаторского опыта ученых-педагогов на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне.

Иначе говоря, основная задача педагогики - открывать новое, до этого неизвестное знание. В результате – появление новых теорий, концепций воспитания и обучения.  

1-2. Диагностическая - предполагает выявление состояния педагогических процессов (выявление состояния воспитания, обучения), эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей.

Например, предстоит объяснить, почему результаты ЕГЭ в крупных городах ниже, чем  в провинциальных городах.

 1-3. Прогностическая – на основе экспериментов создаются новые  теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.

Открытие программированного обучения и сложных средств коммуникации привело ученых к мысли, что школа будущего будет иной или вообще отомрет: учащиеся будут учиться с помощью телекоммуникационных средств дома или в специальных центрах  (вопросы социализации в этом случае остаются открытыми).

Сегодня: Использование электронных дневников – для связи с родителями, электронных журналов – для контроля администрации, работы классного руководителя.               Все шире применяется интер-активная доска.

Дистанционное (дистантное) обучение с помощью интернет-технологий.

2. Технологическая (прикладная) функция:

2-1. Проективная -  составление методических разработок (учебных планов

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
79 Kb
Скачали:
0