Особенности адаптации детей в 1 классе школы. Понятие, виды готовности детей к школе, методы и методики изучения, страница 3

  1. Социально-личностная адаптация – это готовность ребенка принять новый социальный статус учебника, желание идти в школу, умение вступать в новые отношения с учителем и сверстниками, опосредованные учебной ситуацией, сформированность навыков учебной деятельности. Выделяют 3 группы детей по особенностям адаптации: 1 группа – легкая адаптация протекает в течение 2-х месяцев; 2 группа – средняя адаптация  3-6 месяцев; 3 группа – тяжелая адаптация 6 месяцев – 1 год.
  1. Этот ребенок еще не готов к школе, его психологический возраст, возможно, отстает от паспортного, он еще не пережил кризис 6-7 лет, ведущая деятельность его – игра, ребенка желательно оставить дома или в ДОУ, где он может свободно заниматься игровой деятельностью. Фазы адаптации: критическая и послекритическая.
  1. У ребенка хорошее состояние здоровья, что позволяет ему быстро усваивать учебный материал, хорошо формируются учебные навыки. Ребенок вынослив, выдерживает нагрузку, его нервная система в норме, у него будут ровные, хорошие отношения со сверстниками и учителями. Ребенок не будет пропускать школу, что поможет быстро приспособиться к новым требованиям  и учебной ситуации, к сверстникам, к учителям; у ребенка будет большое желание ходить в школу. Все это будет способствовать успешной социально-личностной адаптации в 1 классе.
  1. Рекомендации воспитателям.  1). Постепенно повышайте требования к ребенку, к его самостоятельности, ответственности, учебным навыкам. 2). Во время занятий с детьми сочетайте игру и элементами учебной деятельности, чтобы поддерживать интерес, развивать учебную мотивацию и начатки учебной деятельности. 3). Поощряйте самостоятельность, настойчивость ребенка в любой деятельности, желание добиться результата.  4). Не сравнивайте ребенка с другими детьми, показывайте динамику его успехов по сравнению с предыдущими достижениями. 5). Осуществляйте разностороннюю подготовку ребенка к школе, учитывая его способности, интересы, уровень готовности к школе. 6). Помогите ребенку устанавливать дружеские отношения со сверстниками, со взрослыми.

ДКР. Тема «Понятие, виды,  готовности детей к обучению в школе; методы и методики изучения».

Ответы на вопросы 1 варианта.

1 задание. Н.Г.Стародубцева, Н.Н.Озерецкий.

2 задание. Физиологическая готовность, социально-личностная и психологическая.

3 задание. Социально-личностная готовность – это готовность к новой социальной роли ученика, к новым формам взаимоотношений со сверстниками, учителями, с самим собой, новое отношение к окружающему миру.

Методики:

Ø  Диагностическая беседа Е.З.Басиной.

Ø  Исследование самооценки «Лесенка».

Ø  Тест на развитие самоконтроля.

Ø  Методика  «3 конверта», определяющая уровень притязаний.

Ø  Социометрия «Два дома».

4 задание.

Ø  Ребенок переживает кризис 6-7 лет.

Ø  Сформирована внутренняя позиция школьника, готов к роли ученика.

Ø  Хочет идти в школу, имеет положительное представление о ней.

Ø  Умеет общаться со сверстниками и взрослыми.

Ø  Сформированы начатки учебной деятельности.

Ø  Высокий уровень развития  познавательных психических процессов, представлений об окружающем мире.

Ø  Высокий уровень волевой регуляции.

Ø  Хорошее состояние здоровья, нервной системы, уравновешен эмоционально.