Особенности адаптации детей в 1 классе школы. Понятие, виды готовности детей к школе, методы и методики изучения, страница 2

задание. Как вы понимаете слова Л.С.Выготского «Ребенок старшего дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то  новый цикл обучения, недоступный для него до этого»?

задание. Решите психолого-педагогическую задачу. Что можно сказать о готовности ребенка к школе? Как будет протекать его адаптация в 1 классе? Обоснуйте свой ответ.

Задача.  Толя Ш., 6 лет 6 месяцев. Мальчика воспитывает мама, уделяя сыну все свое свободное время (мама не работает). Толе много читают, учат писать, считать. У Толи много игр, но интереса к ним  хватает на один вечер. Все  желания Толи мама выполняет беспрекословно, так как боится за его нервную систему. Мальчик болезненный, чуть что – сразу истерика,  он перенес тяжелое кишечное заболевание, поэтому в детский сад не ходил. С другими детьми мальчик почти не общается.

ДКР.  Тема «Особенности адаптации детей в 1 классе школы».

Ответы на вопросы 1 варианта.

  1. Э.М. Александровская, М.Г. Князева.
  1. Адаптация  в 1 классе – это приспособление, привыкание ребенка старшего дошкольного возраста к новым условиям и требованиям систематического обучения.
  1. Физиологическая адаптация  в 1 классе – это совокупность морфофункциональных и психофизиологических особенностей ребенка, его состояние здоровья, обеспечивающих приспособление к новым условиям и требованиям систематического обучения.  Выделяют 3 периода адаптации: острый, неустойчивое приспособление, устойчивое приспособление. По степени адаптации  выделяют  3 формы адаптации: легкая,  средняя, тяжелая.
  1. Этот ребенок запаздывает с переходом в  школу, его необходимо было отправить в школу раньше.  Возможно, ребенок переживает кризис 6-7 лет. Его психологический возраст, возможно, опережает паспортный. Ребенок готов к переходу в школу, к смене ведущей деятельности от игровой к учебной, к новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Фазы, которые переживает ребенок: докритическая, критическая.
  1. Ребенок хочет в школу, у него сформирована внутренняя позиция школьника, он с удовольствием, с положительными эмоциями посещает школу, что влияет на самочувствие ребенка, его выносливость, он может выдерживать учебные нагрузки. У ребенка хорошие отношения с учителями, сверстниками, он выполняет правила, требования; все это положительно сказывается на его здоровье, самочувствии, эмоциях. У ребенка сформированы навыки учебной деятельности, что позволяет ему не перенапрягаться, быстро привыкать к новой нагрузке. Всё это положительно влияет на физиологическую адаптацию ребенка к школе.
  1. Рекомендации родителям.  1). Необходимо поменять  отношение к ребенку как к более взрослому, самостоятельному, ответственному. 2). Оказывать дозированную помощь в случае трудностей учебной деятельности, не делать за ребенка задания. 3). Поддерживать дружеские отношения ребенка с одноклассниками, положительно влияющими на ребенка. 4). Поддерживать авторитет учителя, его требования, правила.  5). Не сравнивать ребенка с другими детьми, показывать динамику его успехов по сравнению с его предыдущими достижениями.

ДКР.  Тема «Особенности адаптации детей в 1 классе школы».

Ответы на вопросы 2 варианта.

  1. М.М.Безруких.  С.П.Ефимова.
  1. Физиологическая адаптация в 1 классе – это совокупность морфофункциональных и психофизиологических особенностей ребенка, его состояние здоровья, обеспечивающих его приспособление к новым условиям жизни в условиях систематического обучения.