Введение в экономику здравоохранения: Методическая разработка для проведения семинарского занятия

Страницы работы

Содержание работы

Красноярская Государственная

Медицинская Академия

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Утверждаю

Заведующая кафедрой ОЗЗ

д. м. н. проф.

Гончарова Г. Н.

____________________

методическая разработка

для проведения

семинарского занятия

со студентами лечебного факультета

Тема: Введение в экономику здравоохранения.

Выполнил

старший преподаватель

кафедры ОЗЗ

Шульмин Андрей Владимирович

Красноярск 2000

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ  ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Введение в экономику здравоохранения (ЭЗ)

Цель занятия: Изучить базисные понятия экономики здравоохранения, с акцентом на переход к рыночным процессам хозяйствования.

Время занятия: 4 часа

План изучения темы:

Страница

Актуальность темы.

1.  Экономика здравоохранения как наука ( определения составляющих ЭЗ, определение понятия ЭЗ).

3

2.  Формирование экономики здравоохранения как науки( обобщающая схема № 1, пояснение к схеме № 1: эволюция ЭЗ, факторы повлиявшие на становление ЭЗ как самостоятельной науки).

3

3.  Цели задачи ЭЗ( общая цель ЭЗ, проблемные вопросы изучаемые ЭЗ: что и как делать; оценка потенциала мед. учреждения; кто и как оказывает оплатит оказываемые нам услуги; какой может быть ожидаемый результат; как определить полученный практический результат услугопроизводящей деятельности; как управлять экономическими процессами протекающими в мед . учреждениях; как достигнуть коммерческого успеха).

6

Вопросы для самоконтроля

9



Актуальность темы:

Становление рыночных отношений в здравоохранении диктует потребность в формировании базисных экономических знаний не только у руководителей учреждений здравоохранения, но и рядовых специалистов медиков.

К примеру, если раньше существовала практика полупринудительного распределения врачей интернов, то в наше время рыночное понятие  “ спрос рождает положение “ привело к тому, что лишь немногие из потенциальных выпускников мед. академии могут похвастаться уверенностью в завтрашнем дне, в частности в трудоустройстве. Это ставит перед каждым потенциальным врачом дилемму, как, кому, и за сколько продать свои услуги, а также в каких условиях он будет работать и каковы возможные перспективы его развития.

Все вышеперечисленное в значительной степени основано на достижении эффективности, через принятие экономических решений, что справедливо не только при выборе медико-социальных программ или лечебно диагностических мероприятий, но и для формирования собственного (семейного бюджета). Поскольку экономические знания, порой сами этого не осознавая, мы используем как в быту, так и на рабочем месте.

И можно с уверенностью сказать, что экономическое мышление является одним из основных условий определяющих, в условиях рынка, возможность для самореализации как врача, менеджера или маркетолога в здравоохранении.

I. ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК НАУКА.

Длительное время считалось, что проблемы охраны здоровья населения являются объектом исследования лишь медико-биологических и социальных наук. Экономические аспекты здравоохранения обычно рассматривались в контексте общественно организованной сферы потребления или изучались в комплексе проблем непроизводственной сферы.

Однако, со временем резко повысилась актуальность вопросов охраны и укрепления здоровья граждан, исследовать которые изолированно не могли уже ни медицинские, ни социальные науки. Обнаружилось, что здоровье есть категория не только социальная, но и экономическая. Закономерно на повестку дня встали такие проблемы, как цена охраны здоровья людей в современном обществе, учет потенциала здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и фактора экономического роста, оценка ресурсного потенциала здравоохранения и новых источников его формирования, эффективность функционирования отрасли и развития экономических отношений в условиях перехода к рынку.

Даже весьма обобщенный перечень экономических проблем здравоохранения подтверждает, что ни одна из сформировавшихся сегодня наук не в состоянии исследовать их в полном объеме, рождая тем самым потребность в интеграции самых разнообразных областей знания и создание на их основе, по сути новой дисциплины - экономики здравоохранения - науки призванной изучать экономические проблемы здравоохранения как отрасли народного хозяйства (с учетом ее выраженной специфики) в тесной связи с медико-би-ологическими и социальными дисциплинами.

С других позиций “экономику здравоохранения” можно определить как, науку исследующую поведение людей в процессе производства, распределения и потребления товаров и услуг отрасли здравоохранения с целью решения проблемы эффективного использования ее ограниченных ресурсов и управления ими для достижения максимального удовлетворения  потребностей человека в здоровье.

2. Формирование экономики здравоохранения как науки.

Каково место экономики здравоохранения в современной структуре экономической науки? Как происходило ее формирование и становление? Ответы на эти вопросы можно найти в ходе рассмотрения схемы № 1 (приложение 1).

Следуя приведенной схеме №1, можно отметить, что общий генетический корень всей европейской науки составляет античная, точнее древнегреческая, известная под названием общая философия. Именно в рамках этой, первоначально еще нерасчлененной совокупности знаний, и были впервые сформированы определенные научные представления об экономических процессах.

Похожие материалы

Информация о работе