Развитие системного мышления дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Пойа писал: “Задача, которую вы решаете, может быть скромной, но если она бросает вызов любознательности, заставляет вас быть изобретательными, и если вы решаете её собственными силами, то вы сможете испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы”.

Главное место в жизни ребёнка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Игра – это особый способ освоения мира, способ, позволяющий в особой форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток событий, знаний, умений, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребёнка станет “научным”. А такая, пусть ненаучная, пусть временная, систематизация ребёнку необходима: она снижает “напряжённость непонимания”, гармонизирует сознание малыша, делает мир понятным, а значит, приятным и удобным.

Когда мы начинали заниматься РЭМП (2 мл.гр.) - сочетали занятия математикой с аппликацией и конструированием, использовали игры на развитие системного мышления (Л.М.Степанова “Игры на развитие системного мышления у детей младшего дошкольного возраста”).

На занятиях, начиная со средней группы, использовали и программу Л.С.Метлиной, и задания из книги З.А.Михайловой “Математика от 3 до 7”, Волиной “ Праздник числа”, Е.В.Колесниковой “Математика для дошкольников”, В.П.Новиковой “Математика в детском саду”.

Обязательно учитывали и физиологические особенности детей. Известно, что некоторые дети лучше воспринимают информацию на слух (аудиалы). У других более развит зрительный анализатор (визуал), а у третьих – тактильные ощущения.(кинестеты). Помня об этом, на занятиях РЭМП мы старались задействовать все органы чувств.

Например, при знакомстве с числом и цифрой, мы рассматривали число на системном операторе (закрепляется использование цифры, знание состава числа, последующее и предшествующие числа), “слушали” число (можно его прохлопать) и выкладывать цифру из счётных палочек или шнурков. Можно также составить лимерик о цифре.

А упорядочить, систематизировать, собрать воедино всё это нам помогла технология ТРИЗ.

Что даёт ТРИЗ для занятий математикой?:

·  формирует у детей правильное отношение к окружающему миру, основы анализа действительности;

·  развивает у детей уверенность в себе, в своих силах, даёт чувство радости, чувство успеха в учении, осознание того, что они могут справиться с решением любой задачи;

·  развивает системное мышление;

·  формирует стремление к познанию нового;

·  учит анализировать, решать изобретательские, практические задачи, выбирать наилучшее решение;

·  учит использовать накопленные знания, применять их на практике;

·  развивает нестандартное мышление, память, внимание, интеллект в целом;

·  развивает творческие способности (беглость и гибкость мышления, оригинальность, смелость решения);

·  развивает пространственные представления;

·  развивает творческое мышление.

И теперь наша схема немного усложнится:

 


В программном содержании РЭМП мы выделили пять разделов:

1. Геометрические формы;

2. Количество и счёт;

3. Ориентировка на плоскости и в пространстве;

4. Ориентировка во времени;

5. Составление и решение задач, РЛМ.

Система игр, изложенная далее, выстроена с учётом последовательности и усложнения программных задач по всем возрастам.

Данные игры могут использоваться как для составления занятия, так и в режимных моментах.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I.ФОРМА

II младшая группа

 - “Что я вижу через круглые, квадратные, треугольные очки?”

(Сначала пользовались очками-полумасками с прорезями в виде геометрических фигур, затем стали делать очки из пальчиков, и затем просто обозначали игру словами – переход от наглядно-образного к образному мышлению. Через круглые очки дети видят все предметы круглой формы и называют их, через треугольные – все предметы

Похожие материалы

Информация о работе