Продвижение педагогического инновационного опыта в учреждениях дошкольного образования

Страницы работы

Содержание работы

Гуткович И.Я., Сидорчук Т.А.

 МДОУ ЦРР № 178 г.Ульяновск

Продвижение педагогического инновационного опыта

в учреждениях дошкольного образования

Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность педагога на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания детей. Исходя из определения понятия «инновация» мы полагаем, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.

Педагогические технологии, построенные на основе общей теории сильного мышления (ОТСМ) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), правомерно считаются одними из наиболее эффективными, в плане формирования у детей самостоятельности в познавательной деятельности. Доказательством служит успешная многолетняя исследовательская деятельность МДОУ № 178  в этом направлении.

Создана и апробирована организационно-методическая модель продвижения инновационного опыта, которая включает следующие организующие меры, мероприятия и действия:

-  Создание внутрифирменных стандартов образовательного учреждения, направленных на апробирование и распространение инновационного опыта

-  Реализация педагогами индивидуальных поисково – исследовательских программ, связанных с освоением моделей ОТСМ – ТРИЗ в рамках образовательного учреждения.

-  Создание «стажерских площадок» для обучающихся воспитателей и родителей

-  Создание творческих групп педагогов, работающих по одной проблеме, как на базе одного ДОУ, так и других ОУ, работающих по использованию инновационных технологий

-  Внедрение новшеств в массовую практику на основе модернизированных и инновационных форм распространения ИПО (сетевое распространение инновационного опыта, организация научно – практических конференций, кураторство, издательская деятельность, организация детских конкурсов, курсов для родителей  и др.)

-  Рефлексия по отношению к расширению инновационного опыта (научно-методические советы МДОУ)

Алгоритм, обеспечивающий успешность продвижения инновационного педагогического опыта:

Шаг 1.

Определить субъекты продвижения инновационного опыта, в числе которых основными являются:

-  Авторы инновационного педагогического опыта, то есть те воспитатели, которые будут представлять свой опыт педагогическому сообществу.

-  Потребители, пользователи инновационного педагогического опыта, обеспечивающего более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности.

-  Организаторы процесса продвижения инновационного опыта (заведующая, научный руководитель, методист, а также представители неформальных структур, заинтересованные в продвижении педагогических инноваций в дошкольные учреждения)

Шаг 2.

Определить объекты продвижения, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, − то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.

Для распространения инновационного педагогического опыта, необходимы условия:

-  облечь педагогический опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в других условиях;

-  вызвать заинтересованность педагогов и родителей в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и готовность использовать его в своей практике.

Шаг 3.

Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: российском, региональном; муниципальном; в рамках конкретного образовательного учреждения.

Главное в педагогическом опыте – идея. При распространении важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций.

Продвижение опыта складывается из следующих шагов:

идея – апробация – создание системы – моделирование – передача опыта – кураторство – постановка новой задачи.

Каждый шаг включает в себя разнообразие форм работы педагога, одна из ведущих – выполнение творческих заданий. В условиях детского сада № 178 разработана система заданий для педагогов, при выполнении которых происходит наработка и продвижение инновационного опыта на региональный и республиканский уровень.

Задания по созданию и

продвижению инновационного опыта

1. Задания для педагогов, способствующие генерации идеи

1.1. Задания для поиска проблемного поля педагогической деятельности

«Составь диаграмму по принципу «хорошо» - «плохо» по основным видам педагогической деятельности

- Укажи, что наиболее удачно реализуется в твоей работе с детьми

- Какой вид работы с детьми затруднителен и почему. 

Определи собственную проблему педагогической деятельности».

1.2.Задание для педагогов, включающее в себя выбор направления педагогической инновации, основанной на методах ОТСМ – ТРИЗ. 

«Сравните методы в таблице и выберите оптимальные для решения вашей педагогической проблемы.

Похожие материалы

Информация о работе