Проект «Учимся, играя» (Создание предпосылок для развития связной речи и формирования коммуникативной компетентности)

Страницы работы

Содержание работы

Костылькова  Л. Н.

Крохина И. Н.

Смирнова Г. Н. 

Проект «Учимся, играя».

Что имеем:

-   У детей -  дисгармония мотивационно - потребностной сферы: они имеют достаточно правильное  представление о характере предстоящей учебной деятельности, однако, эти знания не являются  для них побуждающими, они предпочитают сохранить алгоритм жизнедеятельности младшего дошкольника.

- Недостаточность сформированности языковых средств и речевое недоразвитие обуславливает отсутствие положительного эмоционального отношения к выполняемой деятельности. (У 7 детей ОНР 2 ур., у 2 детей несформированность лексико-грамматических средств языка), 

- Вербализация (условная) только общей цели при отсутствии вербализации плана деятельности.

- Отсутствие способности к адекватной оценке результатов своей деятельности.

- Родители не осознают тяжести речевого нарушения, отмечая, дефекты произношения некоторых (не всех) звуков, только нескольких мам волнует недоразвитие лексико–грамматической стороны речи, несовершенство связной речи. Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов они относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана, не владеют игровыми приемами работы с детьми.  

2.Цели:

По детям:

- Гармонизация мотивационно - потребностной сферы.

- Создание предпосылок для развития связной речи и формирования коммуникативной компетентности.

По родителям:

- Создать условия для  осознания родителями своей роли в процессе развития ребенка, помочь выбрать правильное направление домашнего обучения, познакомить с игровыми методами и приемами, разработанными на основе  ОТСМ - ТРИЗ – РТВ.  

  1. Этапы:

Предварительный.

Наблюдение за детьми во всех видах деятельности. Диагностика детей.

Родительские встречи (фронтальные и индивидуальные), собеседование с родителями.

Основной.

15 сентября – 15 октября

1 блок.

- Знакомство детей и родителей с умными советами и правилами  Гуни  (сказочный герой, который будет находиться в группе на протяжении двух лет (Советов и правил должно быть немного и они должны быть  системообразующими):

- Не бойся ошибиться, главное - думать. 

- Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. 

- Чтобы мозг развивался, нужно сидеть прямо, потому, что кровь несет по сосудам кислород в мозг, как по  железной дороге, а кислород – хлеб для мозга.

- Учись терпению, потому что твоя подсказка – медвежья услуга  для друга...  и т. п.

- Для мотивации детей и облегчения вхождения в учебную деятельность в процессе занятий, режимных моментов использовали устойчивые выражения и заклички.

- Для усвоения внутреннего плана действий, обобщенных моделей учебной деятельности и формирования способности к самооценке, самоконтролю, к командному взаимодействию ввели рефлексию как один из сильных мыслительных приемов.

- Для оптимизации воспитательно-образовательного процесса ежедневно создавались условия для  самостоятельной деятельности детей (развития мелкой моторики, пространственных представлений, сюжетно-ролевых игр, опытническо-исследовательской деятельности и т. Д.), использовались кинезиологические программы, тренинги межполушарного взаимодействия.

2 блок.

- Формирование предпосылок для речевого творчества детей: создание на пассивном, полуактивном уровне рифмы, загадок, лимериков (см. систему заданий по работе с рифмой, лимериками в сборниках «Учимся творчеству № 1, 2), поддержка инициативы   детей (стена поэтов и писателей, газета - «как у взрослых»), развиваем образную сторону речи ЧЕРЕЗ работу с ПРИЗНАКАМИ: имя признака  – значение признака как «красивое» слово, создание копилок слов – действий, «красивых» слов, работа с книгами прошлых выпусков, с загадочными коробочками (для формирования интереса у детей и родителей к работе над языком, приобщение детей и родителей к широким возможностям языка.).  

- Создание условий  для усвоения детьми обобщенных моделей рассказы-вания (работа в тетрадях «исследователей», звуковые письма для Гуни и его друзей, составленные на основе Универсальной опорной таблицы,  творческие задания по  УОТ ( см. картотеку в сб. «Учимся творчеству» №1); подготовительный этап работы по решению творческих задач.

В работе с родителями главными принципами стали принципы системности и обратной связи.Их использование помогло усилить эффект воздействия на речь и в целом на  личность ребенка.

Система работы с родителями включала:

- индивидуальные рекомендации в домашних тетрадях;

- актуальную информацию в  уголке логопеда и групповой газете;

- открытые занятия;

- прослушивание  магнитофонных записей с рассказами детей;

- индивидуальные беседы с логопедом, педагогами группы и специалистами МДОУ;

- групповые консультаций и собрания;

- «Школу талантливых родителей талантливых детей».

Окончание проекта «Учимся, играя» стало стартом следующего, уже долгосрочного проекта «Веселые смешарики», инициаторами его стали сами дети.

Работа в проекте помогла организовать ценностное эмоционально-позитивное, развивающее взаимодействие педагога и детей,  способствовала заключению основ эмоциональной отзывчивости к процессу общения и познанию объекта, желание осуществлять позитивное речевое  взаимодейс- твие с собеседником,

Благодаря отлаженной системе, родители смогли гармонично включиться в воспитательно-образовательный процесс.

Похожие материалы

Информация о работе