Анализ уровня овладения дошкольниками моделирования мыслительных действий в процессе экспериментальной деятельности

Страницы работы

Содержание работы

Логачева Э.И.

Педагог-психолог МДОУ ЦРР № 128 г.Ульяновск.

Анализ уровня овладения дошкольниками моделирования мыслительных действий в процессе экспериментальной деятельности.

Дошкольное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 128 «Гусельки» занимается инновационной деятельностью по теме «Моделирование мыслительных действий как средство развития самостоятельности дошкольников в познавательной деятельности» на протяжении второго года обучения. Всего в экспериментальной работе участвуют 5 дошкольных групп.

На протяжении всей экспериментальной деятельности педагогом-психологом проводится диагностическое исследование по методике, предложенной Т.А. Сидорчук и Т.А. Ефимовой «Изучение уровня освоения детьми базовой модели О-И-З». Основная цель - определить уровень освоения детьми разных возрастных групп модели «Объект – имя признака – значение имени признака»; определить возрастные возможности детей и динамику освоения данной модели.

Уровень освоенности модели был адаптирован к условиям деятельности нашего дошкольного учреждения (начальный этап экспериментальной работы) и к контингенту воспитанников дошкольного учреждения в каждой возрастной группе. Уровни освоения модели в разных возрастных группах представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни освоения модели “ Объект – имя признака –

значение имени признака ” в разных возрастных группах.

2 младшая группа:

Понимание

имени и значения

Принятие

обозначения

Самостоятельное использование

Высокий

8-13

Средний

3-7

Низкий

0-2

Средняя группа:

Понимание

имени и значения

Принятие

обозначения

Самостоятельное использование

Высокий

10-15

Средний

5-9

Низкий

0-4

Старшая группа:

Понимание

имени и значения

Принятие

обозначения

Самостоятельное использование

Высокий

12-17

Средний

7-11

Низкий

0-6

Подготовительная группа:

Понимание

имени и значения

Принятие

обозначения

Самостоятельное использование

Высокий

14-17

Средний

9-13

Низкий

0-8

Диагностическое исследование проводилось с детьми, начиная со второй младшей группы. В первой младшей группе диагностика не проводилась ввиду сложности диагностирования из-за плохой речи детей. У большинства детей, посещающих первую младшую группу в 2009 году, отмечалась задержка речевого развития.

Диагностика проводилась с детьми 2 раза в течение учебного года: в сентябре и марте. В настоящее время проанализированы данные за 2009-2010 учебный год полностью и начало 2010-2011 учебного года.

Опираясь на уровни освоения модели, представленные в таблице 1, были проанализированы результаты диагностического исследования во всех возрастных группах. Результаты обследования приведены по среднему количеству признаков в таблице 2.

Анализируя представленные данные, мы видим, что в подготовительной группе наблюдается положительная динамика в течение всего периода исследования. В остальных возрастных группах наблюдается положительная динамика в течение 2009-2010 учебного года, а в сентябре 2010 года отмечается тенденция спада, по сравнению с мартом 2010 года. Это объясняется тем, что в сентябре 2010 года дети перешли по возрасту в более старшие группы. Так, например, группа детей в марте 2010 года посещала среднюю группу, а в сентябре 2010 года – эти же дети посещают старшую группу. Поэтому, если проанализировать полученные результаты одной группы детей на протяжении всего периода экспериментальной работы, мы видим уровень освоения детьми модели «Объект – имя признака – значение имени признака». Результаты можно представить на графике 1.

График 1.

Уровень освоения модели «Объект – имя признака – значение имени признака» во всех возрастных группах.

    

    

Анализ полученных данных свидетельствует о положительной динамике в освоении детьми моделей на этапах понимания имени и значения, а также принятия обозначения (до 14 признаков в старшем дошкольном возрасте). Однако, самостоятельное применение имен признаков и значений во всех группах остается развито на низком уровне (2-3 признака). Дети не применяют изучаемые модели признаков в самостоятельной деятельности. Проанализировав данную тенденцию, мы определили, что низкие результаты  объясняются, во-первых, новизной материала для самих педагогов (второй год экспериментальной работы), во-вторых, непланомерной работой по изучению моделей имен признаков, связанной с изменениями состава в педагогическом коллективе, обучением новых педагогов; в-третьих, несистематической работой педагогов с частоболеющими и отсутствующими детьми.

Педагогам были даны рекомендации по активизации самостоятельности применения имен и значений признаков дошкольниками в игровой деятельности. Также с педагогами были проведены консультации по темам «Развитие самостоятельности дошкольников в познавательной деятельности», «Особенности овладения детьми моделей».

Результаты проводимой экспериментальной работы можно проследить в процессе мониторинга готовности дошкольников к обучению в школе. Наблюдается положительная динамика в развитии связной речи дошкольников (высокий уровень - до 90 % в 2010 году), а также в уровне интеллектуального развития (высокий уровень – до 75 % в 2010 году). Необходима дальнейшая систематическая работа, в первую очередь с педагогическим коллективом, и с детьми по обучению моделированию мыслительных действий как средству развития самостоятельности в познавательной деятельности.

Похожие материалы

Информация о работе