Развивающие занятия с детьми 5-6 лет на основе модели «Объект – имя признака – значение имени признака»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

предыдущих занятиях с помощью него мы «открывали себя» в рамках программы по социально-личностному развитию . Домовенок Лопушок жил в своем тесном мирке, но однажды он решил узнать, какие же тайны и чудеса скрывает в себе окружающий большой мир. Он начал захватывающее путешествие в этот мир и хочет, что бы мы были его друзьями и помощниками в этом путешествии. Однако, Лопушок очень любит играть, поэтому свои открытия он зашифровывает в загадках. Открытиями для Лопушка служат на первый взгляд самые простые вещи, но он находит их очень необычными. Про каждое новое открытие Лопушок пишет нам письмо. В  письме шифровка в виде рисунков. Например, Лопушок стал собираться в путь и выбирает, что же ему надеть, и нашел в большом бабушкином сундуке один предмет, а что это за предмет нам нужно угадать. Он зашифровал этот предмет в 6 картинках. Первая картинка – это рисунок шляпы, кепки, шапки. Дети должны ответить, как называются все эти предметы (ответ - головные уборы). Вторая картинка – это треугольник. Обычно треугольник – это форма предмета, значит загаданный предмет треугольной формы. Третья картинка – это красное пятно. Она означает, что загаданный предмет красного цвета. Четвертая картинка – это два кружка: большой и маленький, большой заштрихован, значит, предмет большой по размеру. Пятая картинка – это лоскуток ткани, значит, предмет сделан из ткани. Шестая картинка – это голова, значит, этот предмет носят на голове. Таким образом, у нас получается, что данный предмет относиться к головным уборам, он треугольной формы, красного цвета, большой, сделан из ткани и носят его на голове. Получается, что ответ – это косынка.

Далее с детьми мы выводим общий алгоритм составления таких шифровок. Первый рисунок – это всегда та категория, к которой относится загаданный предмет. Остальные 5 рисунков – это его самые яркие признаки, по которым можно узнать данный предмет. Они могут быть любыми из 18 изученных признаков.

Например, Лопушку приснился сон, и он решил поделиться им с детьми. Он прислал письмо с  рисунком: 1- ый рисунок: игрушечная лошадь, юла, мяч. Ответ – игрушка. Второй рисунок: гиря и перышко, перо обведено в кружок, значит предмет легкий, третий рисунок - квадрат, овал и круг, овал заштрихован, значит, предмет овальной формы, следующий рисунок веревочка: веревочка является частью данной игрушки. Четвертый рисунок – это желтый кружок, значит предмет желтого цвета. Пятый рисунок – это фигура человека, которая нагнетает воздух насосом, значит данный предмет надутый. Шестой рисунок – это небо, облачка и летающие птицы, значит, данный предмет может летать как птица в небе. Ответ – это воздушный шарик.

Загадки Лопушка относятся к различным категориям предметов. Например, загадки про средства передвижения: первая картинка: машина, автобус, поезд – это транспорт наземный; вторая картинка – цвет: желтый и красный; третья картинка части: колеса, рельсы; четвертая картинка: молния обозначает ток, электричество; пятая картинка материал – кусочек железа; шестая картинка место нахождение: депо. Ответ на загадку – это трамвай.

Загадки могут касаться мебели или частей дома. Например, серия таких картинок как: стул, стол, кресло; дерево; прямоугольник, круг, квадрат; коричневый цвет; зачеркнутая капелька; спящий мальчик. Отгадка на данную серию картин такая: это предмет мебели из дерева, прямоугольной формы, коричневого цвета, сухой, на котором спят. Это может быть кровать.

Загадки могут придумывать и сами дети. Каждый выбирает предмет и рисует свою задачку. Признаки предмета дети зашифровывают сами.

Одним из вариантов ранее описанной модели «Объект – имя признака – значение имени признака» на занятиях с педагогом-психологом является игра

Похожие материалы

Информация о работе