Диагностический комплекс определение уровня способностей детей 5-7 лет к работе с проблемными ситуациями

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Приложение 1

«Диагностический комплекс определение уровня способности детей

 5 – 7 лет к работе с проблемными ситуациями»

Основным показателем уровня творческого мышления человека является умение работать с проблемными ситуациями (творческими задачами). Именно этот показатель является основным при определении качества педагогических воздействий, разработанных в Программе по обучению детей работе с проблемами.

Методика «Определения уровня способности детей 5 – 7 лет к работе с проблемными ситуациями» составлена Н.В.Хижняк, Н.М.Журавлевой под руководством к.п.н. Т.А.Сидорчук. При создании диагностического комплекса авторы использовали работы П.Торренса, Дж. Гилфорда, приемы разрешения противоречий Г.Альтшуллера. Диагностика сертифицирована и выдано авторское право (Регистрационный лист на авторское произведение № 09.07.2007 А 02 от 9 июля 07 выдан НОУ «Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения»).

Рекомендуется проводить исследование 2 раза в год (осенью и весной) с детьми 5 – 6 лет и 2 раза в год с детьми 6 – 7 лет (осенью и весной). Тексты проблемных ситуаций необходимо брать как реального, так и фантастического планов. Предъявленные ситуации на всех осенью и весной должны быть понятны детям и по смыслу похожими, но конкретная сюжетная линия не должна повторяться. Подбор творческих задач производит сам педагог при условии, что данные ситуации ранее не обсуждались.

Примеры творческих задач

Реальные ситуации:

1. Ситуация для вводной проверки детей 5 лет в сентябре: «Ты попал в огромный магазин и там потерялся. Что будешь делать?».

2. Ситуация для промежуточной проверки у детей 6 лет уровня работы с творческой задачей в мае: «На праздничной площади много людей. Родители потерялись. Что будешь делать?».

3. Ситуация для промежуточной проверки у детей 6 лет уровня работы с творческой задачей в сентябре: «Ребята заблудились в лесу. Что им делать?».

4. Ситуация для итоговой проверки у детей 7 лет уровня работы с творческой задачей в мае: «С родителями поехал в другую страну и потерялся в большом городе. Иностранного языка не знаешь. Что будешь делать?».

Сказочные ситуации:

1. Ситуация для вводной проверки детей 5 лет в сентябре: «Купили шапку девочке, а она спрыгивает с головы. Другой шапки нет, а надеть надо. Как в ней погулять?».

2. Ситуация для промежуточной проверки у детей 6 лет уровня работы с творческой задачей в мае: «Мальчику подарили новую рубашку. Только он ее надевает – все части разлетаются в разные стороны. Другой рубашки нет. Как в ней пойти на улицу?».

3. Ситуация для промежуточной проверки у детей 6 лет уровня работы с творческой задачей в сентябре: «Наступают холода. Тебе купили новые варежки. Как только ты до них дотрагиваешься – они убегают. Как в них пойти играть на улицу? Других варежек нет».

4. Ситуация для итоговой проверки у детей 7 лет уровня работы с творческой задачей в мае: «Тебе подарили портфель. Как только ты до него дотрагиваешься – все школьные принадлежности выскакивают. Как тебе пойти с этим портфелем в школу?».

Процедура обследования.

Перед проведением исследования воспитатели группы и психолог в протоколе предварительно выставляют уровень общего развития детей (высокий уровень – В, средний уровень – С, низкий – Н).

См. таблицу раздел – уровень общего развития.

Детям предлагаются две проблемные ситуации: реальная и фантастическая.

Обязательным условием исследования является выбор воспитателем для всех детей одной и той же ситуации.

При решении реальной задачи ребенок демонстрирует не только прагматичность ума и житейский опыт, но и способность к пониманию, принятию и решению проблемной ситуации, актуальной для него. Таким образом проверяется умение работать с проблемной ситуацией в зоне актуального развития.

Вторая группа ситуаций (фантастических) направлена на выяснение уровня

Похожие материалы

Информация о работе