Обучение дошкольников созданию рифмовок: Методическое пособие

Страницы работы

39 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

названных описательных характеристик, действий героя дети сочиняют загадку. Вариант текста:

Некрасивый, несчастливый,

Дом искал, страдал.

Со многими встречался,

В Лебедя   превращался.

3-4 ребенка рассказывают свои тексты загадок.

В.: Молодцы! Дома загадайте загадки своим родителям, друзьям.

Конспект  № 6.

Сочинение рифмованных текстов

по русским народным сказкам.

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей осмысливать характеры и поступки персонажей. Закреплять знание текстов сказок. Упражнять в подборе признаков героев. Продолжать учить самостоятельно составлять смысловые стихотворные тексты по знакомым литературным произведениям. Закреплять умение детей составлять схематическую запись текста.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА: Чтение сказок “Соломенный бычок – смоляной бочок”, “Лисичка-сестричка и серый волк” и др.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

В.: Ребята, кто пишет сказки?

Д.: Писатели, поэты, народ.

В.: Я назову хорошо известные сказки, а вы скажите, кто их автор? “Соломенный бычок - смоляной бочок”, “Лисичка-сестричка и серый волк”?

Д.: Русский народ.

В.: Кто главные герои сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”?

Д.: Лисичка и Волк.

В.: Какой эпизод вам запомнился больше других?

Д.: Как Лиса на волчьей спине ехала и приговаривала: “Битый небитого везет”. Когда дед с пустыми санями к бабе вернулся.

В.: Какие слова в сказке вы больше всего запомнили?

Д.: “Битый небитого везет”, “Ловись, рыбка, большая и маленькая”, “Мерзни - мерзни волчий хвост”.

Рассматриваются иллюстрации к сказке. Воспитатель помогает вспомнить эпизоды, которые они отражают.

В.: Сейчас я хочу поиграть с вами в игру “Исправлялка”.

Воспитатель читает детям текст сказки “Соломенный бычок - смоляной бочок” с сознательно допускаемыми ошибками, неточностями. Дети исправляют их. Игра начинается с отгадывания названия сказки.

“Деревянная корова – крашенный хвостик”.

“Жили-были мальчик и девочка. Была у них внучка Танюшка. Сидели они один раз у своего дома, а мимо дрессировщик стадо коров гонит.

А с одной коровой рядом бежал слоненок черненький, огромный. Где припрыгнет, где прискачет, очень хороший слоненок.

Танюшка и говорит: “Вот бы нам такого слоненка”.

Папа думал-думал и придумал. Взял да и сделал слоненка из дерева. Из 4 березовых поленьев получились крылья. Затем приделал головку, рожки, а потом всего краской вымазал, и вышла у папы деревянная корова. Только чего-то не хватает.  Взял папа веревочку, приладил и хвост. И только успел крылья приладить – глядь! – деревянная корова сама в сарай побежала.

Встали утром Танюшка с мамой, вышли во двор, а по двору гуляет деревянная корова – крашенный хвостик. Повела её Танюшка пастись. Пригнала на крутой бережок, на зеленый лужок, за веревочку привязала, а сама домой пошла. А корова траву ест, крыльями размахивает.

Вот выходит из сада Миша-медведь. Постоял, постоял, туда-сюда поглядел – увидел корову.

-  Ишь, худенькая какая, - думает Мышка, - съем её.

Схватила корову.  Да и отскочила, а корова хвостиком махнула и пошла домой. Мышку за собой тащит.

А на крылечке мама, папа и Петенька сидят, корову встречают.

Смотрят, а она Мышку привела.

-  Вот так корова! – говорит папа. Сошью теперь себе из Мышки шубу.

Испугалась Мышка и просит:

-  Мама, папа, Петенька, не губите меня, отпустите, я вам за это шоколадку из леса принесу.

Освободили лапы Мышки из смоляного плена.

На другой день Танюшка опять погнала корову пастись. Вот выходит из лесу Лиса. Увидела корову, подкралась, зубами щелк, вцепилась ей в бок и завязла в варенье. Никак  не вырваться.

Стала просить корову:

- Деревянная корова, крашенный хвостик! Отпусти меня в лес!

А корова будто не слышит, пошла домой.

Увидел папа Лису и говорит:

- Будет у меня теперь лисья шуба.

Испугалась Лиса:

-  Отпустите меня в лес, я за это вам курочку принесу!

Освободили её. Назавтра корова пошла пастись. Ходит по лужку, травку ест. Вдруг выскочила из речки Белочка. Подбежала к корове, тронула Копытом – и прилипла…”      И так далее.

В.: “Молодцы! Отлично знаете сказку, все ошибки исправили. А теперь предлагаю сочинить стихотворения про героев этих двух сказок. Для этого разделимся на две команды. Активнее всех были Дима и Лена – они будут капитанами. При помощи разрезных картинок нужно определить к какой команде относится каждый из вас”.

Дети собирают из разрезных частей картинку с изображением сюжета из сказки. Образец картинки у капитанов.

Дети подгруппами сочиняют стихотворения.

В.: “Время ограничено. По первому сигналу заканчиваем набор описаний,  по второму – набор “дел”, по третьему – сочинение стихотворения”.

Схематическую запись ведет один из членов каждой команды.

По 2 человека из каждой команды рассказывают стихи:

Бычок - смоляной бочок,

Всех приклеивал зверей,

Доводил их до дверей.       

Баба с дедом веселились,

А звери уйти ухитрились.

Лиса – рыжая воровка,

Сама вредная плутовка,

Всю рыбу съела,

На спину волку села.

В.: Ребята, как называют людей, которые пишут стихи?

Д.: Поэты.

В.: А вас можно назвать настоящими поэтами?

Д.: Нет, мы только учимся этому, а ещё мы не пишем стихи как в книгах.

Воспитатель поощряет активных детей медальками.

Конспект  № 7.

Сочинение рифмованных текстов по сказкам

“Маша и медведь” и “Лиса и заяц”.

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей с помощью алгоритма составлять смысловые рифмованные тексты по мотивам литературных произведений. Упражнять в умении подбирать рифму к заданному слову, анализировать создаваемые тексты. Совершенствовать умение детей составлять схематическую запись текста.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА: Чтение сказок “Лиса и заяц”, “Маша и  медведь”, беседа по их содержанию.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

В.: “Ребята, я предлагаю поиграть в игру “Рифмовка”. Посмотрим, как вы умеете подбирать рифмы к заданному слову. Задание такое: придумать рифму к слову, которое называет героя или обозначает какое-либо свойство. Перед началом игры вспомним правила: сигнал к ответу – поднятая вверх рука, грубые слова произносить нельзя. Начинаем! Колобок”.

Д.: Сок, мог, комок, коробок.

В.: Заводной.

Д.: Родной, озорной, мой, смешной.

В.: Мышка.

Д.: Коротышка, трусишка, малышка.

В.: Маленькая.

Д.: Удаленькая.

В.: Лягушка.

Д.: Квакушка, болтушка, попрыгушка, хвастушка.

В.: Глазастая.

Д.: Ротастая, квакастая, прыгастая.

В.: Кот.

Д.: Пот, рот, живот, вот.

В.: Ленивый.

Д.: Красивый, плаксивый.

В.: Коза.

Д.: Дереза, гроза, глаза.

В.: Рогатая.

Д.: Бодатая, богатая, бородатая, лохматая.

В.: Ежик.

Д.: Рожек, четверо ножек, может.

В.: Колючий.

Д.: Хитрющий, могучий, злючий, липучий.

В.: Молодцы, рифмы подобрали. Теперь для вас контрольное задание: я загадаю рифму, а вы должны отгадать, о каком герое идет речь

Похожие материалы

Информация о работе