Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждений с использованием методов ОТСМ – ТРИЗ, страница 3

Например: рассуждение на тему: «Почему старуха осталась у разбитого корыта» (по сказке А.С. Пушкина)

Эльвира Б. (6,8): «Старуха осталась у разбитого корыта, потому что она была очень злой и завистливой. Всякий раз, когда золотая рыбка исполняла ее желания, старухе хотелось чего-то большего. Во-первых, когда у нее появилось новое корыто, она захотела новую избу. Во-вторых, когда она получила избу, старуха захотела стать барыней. В-третьих, захотела стать владычицей морскою и, чтобы рыбка ей прислуживала. Таким образом, нельзя быть такой жадной и неблагодарной, а то можно остаться ни с чем. (У разбитого корыта)».

Для обучения детей составлению целостных монологов-рассуждений использовались загадки, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Детям предлагались загадки преимущественно метафорического характера, отгадать которые требовалось с помощью игры «Да-нет» (классификационная «Да-нет»)

Например: «Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла»

Вопросы, на которые был дан утвердительный ответ:

·  Этот объект относится к природному миру?

·  Это живая природа? Это животный мир?

·  Это домашние животные? Это животное живет во дворе?

·  У этого животного есть рога? (хвост, копыта, и т.д.)

·  Это животное дает молоко?

·  Это животное дает людям пользу? и т.д.

·  Это корова?

Затем детям предлагалось выдвинуть аргументы, то есть доказать правильность отгадки.

Данил Т. (6,5): «Это корова. Ну, во-первых, потому что корова живет во дворе и когда стоит на лугу, то похожа на копну. Во-вторых, ее рога похожи на вилы. В - третьих, хвост похож на небольшую метлу. Поэтому эта загадка про корову».

Чтобы закрепить знания дошкольников об использовании разнообразных способов связи между частями рассуждения, были проведены игры «Я еду в путешествие», «Кому что нужно», «Отвечай быстро», «Замени слова».

Например, в игре «Я еду в путешествие» у детей закреплялись знания и умения составлять придаточные предложения причины, цели,  следствия с союзами «потому что», сочетаниями «для того чтобы», «если…то».

1.  Я еду в путешествие и беру с собой ботинки, потому что…

2.  Я еду в путешествие  и беру с собой собаку, так как…

3.  Я еду в путешествие, так как…

4.  Если я не возьму с собой  в путешествие шарф, то…

В игре «Кому что нужно» у детей формировались умения выражать причинно-следственные отношения соответствующими средствами связи (потому что, так как, поэтому, следовательно)

«Зимой зайцу нужно поменять серую шубку на белую так как…»

«Птицам весной нужно солнышко, потому что…»

Итак, благодаря специально организованному обучению, у детей было сформировано элементарное осознание структуры текста, обогатилась лексика, характерная для данного типа высказывания, а также способы связи между частями высказывания, было достигнуто значительное повышение качества  детских высказываний, обогатилась лексика, дети более самостоятельно стали использовать тексты типа рассуждения   в речи.

Методы ОТСМ - ТРИЗ позволяют «снять психологические барьеры», боязнь перед новым, неизвестным; представляют собой оптимальный вариант для формирования  логического мышления, творческих способностей, основанных на умении работать с задачами проблемного изобретательского и прогнозного характера. Кроме того, методы ОТСМ - ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения,      основанный на решении актуальных для окружающих проблем; способствуют развитию логики изложения, правильному использованию языковых средств,  структурному оформлению высказывания. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой речевой деятельности.